А мы просо сеяли, сеяли
В селе Карабулак Зайсанского района прочно прописалась новая сельскохозяйственная культура. Не следует забывать, что все новое – это хорошо забытое старое. Зайсанцы вернули в последние годы из забытья ценный и полезный продукт во многом благодаря соотечественникам, возвратившимся на историческую родину в разные годы.
Просо является одной из самых древних культур. Его родиной, по некоторым данным, считается Китай, который входит в первую тройку в мире по выращиванию проса.
Стоит ли удивляться, что оттуда же перенесена на нашу почву соответствующая культура земледелия. Она основана в известной мере на ручном труде.
Естественно, что это требует от земледельца максимальной отдачи сил, терпения, сноровки, надежды на высокий урожай в любой год. Причем посевы проса не боятся засухи, в отличие от многих, более капризных и влаголюбивых растений.
Культура производства и потребления проса, а также пшенной крупы, различных блюд из нее в Казахстане тоже имеет свою давнюю историю. Есть в ней абсолютно уникальный факт, о котором расскажем в конце статьи, в качестве самого вкусненького блюда – на десерт.
В национальной кухне есть самые различные способы употребления проса в пищу. В чуть поджаренном виде добавляют его в горячий чай и бульон, от чего у напитка и сорпы появляется своеобразный вкус. Либо перемалывают мельчайшие зерна на более привычный в обиходе талкан. Это, как говорится, лишь малая толика из общеизвестных в Казахстане и республиках Средней Азии рецептов. Хотя наиболее популярной и востребованной является пшенная крупа и каша,
которую готовят на любой вкус или цвет. И здесь нет никакого преувеличения, поскольку зернышки распространенной крупяной культуры бывают различного цвета. От желтого и красного, вплоть до черного. Зависит это от конкретного сорта, условий и места произрастания.
Полученная продукция до того мелкая и сыпучая, что поневоле служит символом крестьянского долготерпения и трудолюбия при ее выращивании и переработке. Иначе какой же дастархан без такого лакомства, как жент?
Наиболее органично такая продукция смотрится на базарных прилавках. В течение ряда лет ни одна сельскохозяйственная ярмарка Зайсанского района, особенно в Усть-Каменогорске и других городах области, страны, не проходит без фермеров, производящих просо.
В самом начале нынешней зимы мы заранее выбрали время для встречи с ними для более близкого знакомства, а затем и беседы на тему выращивания ценной культуры. Прежде этот южный район славился арбузами, овощами, фруктами, местной минеральной водой, даже виноградом. Их плантации разбиты в одном из сельских округов также нашими соотечественниками, прежде долго проживавшими в соседнем государстве. Теперь в число брендов невольно напрашивается просо как, безусловно, выгодная культура.
Прошлым летом автору этих строк довелось побывать в другом селе – Улкен Каратал и сделать фото настоящего школьного натюрморта. Урожай, выращенный учителями и школьниками, восхитил посетителей газетного сайта.
На ярмарке в областном центре для продавцов проса и различных изделий из него предоставили видное место. Торговые прилавки с узнаваемыми издали, характерными мешками, туго набитыми под завязку, привлекали тех, кто давно распробовал просяные зерна, регулярно приходит за ними, чтобы запастись самому и прикупить для других.
Руководитель отдела, курирующий вопросы развития сельского хозяйства и предпринимательства в Зайсанском районе, Муратхан Киямазанов рассказал нам, что просо в основном выращивают в Карабулакском сельском округе. Оттуда приехали несколько фермеров и привезли с собой продукцию, пока считающуюся настоящим эксклюзивом.
Всего в Зайсанском районе, по официальным данным, насчитывается 977 гектаров земельных площадей, занятых этой перспективной и рентабельной крупяной культурой.
Житель Карабулака Капу Асай приехал на ярмарку вместе с коллегами и родственниками. В их числе молодой и общительный Назар Шокан, который учится в местном университете. По поручению старшего поколения он взял на себя и успешно выполнил миссию собеседника, охотно ответившего на наши многочисленные вопросы.
– Мы больше привыкли работать в поле и получать урожай, – говорят земледельцы. – О том, как мы трудимся, пусть вам расскажет молодежь, которая помогает нам.
Как пояснил Назар Шокан, в селе Карабулак занято выращиванием проса множество семей. К примеру, его отец – Какеш Шокан возглавляет крестьянское хозяйство «Алгабас», как и многие другие земляки, все свои знания, силы, опыт отдает нелегкой и важной работе на земле.
– Почти все агротехнические мероприятия от посева и до уборки урожая мы выполняем сами, – говорит Назар Шокан. – Многое приходится в течение сезона делать вручную. Конечно, тяжеловато, но качество продукции в результате получается отменным. Оно заметно отличается от того зерна, которое производится в промышленных масштабах, имеет своеобразный и неповторимый вкус, особый запах и аромат натуральной, экологически чистой продукции. Такой продукт сейчас называют органикой.
Земледельцы наводили справки и выяснили, что даже в южных областях Казахстана, где по традиции успешно выращивают просо, рис, вкусовые качества совсем иные.
– О нашем селе и продукции сейчас знают многие в рес-публике, – улыбается Назар Шокан. – Хотя еще недавно, наверное, ситуация была совсем другой. Есть в народной среде одна хорошая пословица. В переводе она звучит не так складно, как в оригинале. Однако глубокий смысл ее можно уловить без особого труда. «Золото и серебро являются всего-навсего камнями, а зерно, ячмень становятся пищей». То же самое относится и к просу.
В социальных сетях, особенно на популярных сайтах, посвященных здоровому питанию, есть масса информации о блюдах из проса и пшенной крупы.
Признаться, после знакомства с обилием рецептов родом из самой глубокой старины мы с уважением взглянули на обычный продукт. В нем столько витаминов и полезных веществ! Теперь понятно, почему в детском саду пичкают малышей пресной манной кашей, а солдат в армии кормят пшенкой, перловкой, гречкой, консервами и специальным пайком, суповыми наборами, приготовленными на основе риса.
Теперь к вопросу о приоритетах и законодателях мод в своеобразной крупяной отрасли. Что мы знаем с раннего детства о ней, кроме строчек популярной народной песни «А мы просо сеяли, сеяли»? Есть еще знаменитые строки поэта Мукагали Макатаева о том, как зернышком проса входит ученик в школу, а выходит из нее как огромная гора, наполненная знаниями. Написано образно и по сути.
Вот где может нам пригодиться школьная программа внеклассного чтения. Известный казахстанский писатель Габиден Мустафин написал прекрасную книгу «Шиганак», посвященную отечественному просоводу-рекордсмену. Ее главный герой Шиганак Берсиев из Актюбинской области в 1943 году добился урожайности проса (подумать только) – в 200 центнеров с одного гектара! Во время Великой Отечественной войны он направил заработанные своим трудом деньги на постройку самолета для фронта. Одни великие предки приближали Победу самоотверженным трудом на хлебной ниве, а другие на ратном поле.
Любая газетная тема требует конкретики. Широкие, размашистые обобщения не резонны и не продуктивны в наше стремительно изменяющееся время. О чем мечтают дети сельских тружеников, какие планы они ставят перед собой? Назар Шокан сейчас учится на металлурга, прежде окончил колледж по специальности «информатика». Если вдуматься, то в подобных устремлениях нет ни малейшего противоречия. Профессии хлебопашца и металлурга на Алтае с древних времен осваивались и развивались почти параллельно. Об этом свидетельствуют самые последние открытия археологов в Восточном Казахстане в рамках реализации масштабных государственных программ. Это «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи», что ставят перед обществом высокие цели и задачи духовного, культурного возрождения.
В 2017 году в Зайсанском районе проводились раскопки и обнаружены свидетельства о существовании более древних цивилизаций, чем было известно ранее. В 2018 году неподалеку от Шиликтинской долины ученые нашли артефакты, позволяющие им выдвигать версии об обнаружении следов одной из стоянок древнего человека.
Впрочем, это уже тема отдельной публикации. Хотя и здесь допустим вопрос о хлебе насущном. Не святым же духом питались даже самые древние наши предки…
Фото Манапа Мурзатаева