Сорвать куш наудачу за поездку на дачу
Ноябрьские холода застали врасплох не только коммунальные службы Усть-Каменогорска, но и городские авто- и таксопарки. Автобусы и маршрутки ездили или с максимально рекордным интервалом, или вовсе не выходили на линии. Выиграли от сложившейся ситуации, пожалуй, школьники, которым отменили занятия, и таксисты. О последних-то и пойдет речь в нашем материале.
В первый ноябрьский снег дождаться общественный транспорт, скажем открыто, было трудно. Вызвать такси тоже оказалось непросто. И это при том, что в Усть-Каменогорске насчитывается более 20 служб заказа легковых и грузовых автомобилей. Те, кому посчастливилось после получасового ожидания автобусов уехать домой в теп-лой машине, отмечают, что за проезд они заплатили примерно 1000 тенге, тогда как в обычную погоду – 500 тенге. После снежного коллапса устькаменогорцы наивно надеялись на то, что мать-природа сжалится над людьми, а главное, над автоперевозчиками, у которых замерзала солярка вначале в бензобаках автобусов, а затем и вовсе на заправочных станциях. В газете «Рудный Алтай» и на сайте Altaynews.kz корреспонденты неоднократно писали о проблемной ситуации, о перебоях в движении общес-
твенного транспорта. На публикации в СМИ в управлении ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, а также в организациях, занимающихся пассажироперевозками, в один голос отвечали, что всему виной – природная аномалия. Слабое оправдание для тех, чья задача – обеспечить население качественными и бесперебойными услугами перевозок. Грянувшие 30-42-градусные морозы и вовсе заставили людей убедиться в беспомощности перевозчиков.
– В пик ноябрьских морозов на маршрутные линии пассажирский транспорт не вышел по разным причинам, вызванным резким похолоданием (размораживание печек автобусов, систем питания и тормозов), – сказала заместитель руководителя Центра управления пассажирскими перевозками Ольга Графкина. – Пока одни автобусы отогревали в боксах, резервные выпускали на маршруты. Не нужно думать, что перевозчики равнодушные люди. Это не так. Они сутками и в выходные дни находились в парках, чтобы транспорт можно было вывести на линии хотя бы в часы пик. Сегодня в Усть-Каменогорске работают десять организаций, занимающихся пассажироперевозками. Раньше их было больше двадцати пяти.
Дать конкретный ответ на то, как общественный транспорт будет работать в декабре-феврале, в Центре не смогли, сообщив, что все зависит от метеоусловий. Остается надеяться, что городские перевозчики усвоили важный урок и не допустят повтора транспортного коллапса.
Снег, гололедица, трескучий мороз для местных таксистов – самые что ни на есть настоящие друзья. Это и понятно. Повышенный спрос, как никак. Радуясь природной аномалии, и официально работающие таксисты, и местные «бомбилы» решили сорвать куш. Когда цены задирают частные водители, здесь уже не поспоришь – хозяин-барин, но когда по аналогичной схеме действуют службы такси, это вызывает ряд недовольств.
– Вчера забрала ребенка из детского сада и решила вызвать такси, потому что вспомнила, что предыдущие два дня автобус ждала по 30-40 минут, плюс автомобильные пробки. Домой в итоге приезжали к 21.00. Это в лучшем случае, – сетует жительница областного центра Алия Рахим. – В одной из служб такси мне сообщили, что из-за возросшего спроса стоимость проезда увеличивается на 20 процентов. Что делать? Пришлось согласиться.
Автор этих строк тоже часто пользуется услугами таксистов, и не из-за комфорта, а потому, что так больше шансов добраться до дома быстрее и без обморожений. Действительно, перед вызовом машины автоответчик предупреждает клиента о том, что тариф повысился на 20, 50, 80 или 100 процентов. Человек может отказаться от услуг и добираться до пункта назначения своим ходом. Когда на улице столбик термометра показывает 40 градусов мороза, тут, как говорится, без вариантов.
– 11 ноября мы запустили систему тарифных ставок «Пиковые расценки», – сказал представитель службы такси «Апару» Константин Зайцев. – Это вид тарифа, который действует в определенных ситуациях, а точнее, в ажиотажных случаях повышенного спроса на услуги такси. Для нас же важнее всего – быстро доставить машину, поэтому делаем все возможное, чтобы снизить время ожидания. Такая пиковая расценка – одна из мер. Делается это для того, чтобы уменьшить очередность. При этом повышенный тариф начинает действовать только тогда, когда водители не справляются с большим потоком заявок. Наша система приема заказов автоматически завышает стоимость услуг в случае, если спрос превышает предложение. Участия человека здесь никакого нет. За исключением стратегии программирования этой системы.
«Апару» – сервис по агрегации заказов. Это не транспортная компания, в которой можно воздействовать на водителей какими-либо способами кроме как экономическими. Поэтому мотивирование таксистов – спасательный круг для руководства компании. Тем более что в этой службе водители, так же как и пассажиры, находятся «на равных», только исполняют разные функции. И те и другие пользуются одним приложением, а это значит, что никто не может заставить таксиста взять тот или иной заказ. Получается, владельцы автомобилей выходят на линии тогда, когда им это выгодно. Тогда нетрудно догадаться: есть риск, что водители сами могут создать искусственный ажиотаж, не принимая определенное время заявки.
– Наши пиковые расценки ограничены, – добавил Константин Зайцев. – Больше чем на 100 процентов они не поднимаются. Минимальный порог – 20 процентов, который со временем, возможно, будет снижен.
Повышение тарифа, по словам собеседника, – общемировая практика. Здесь вспомнился недавний материал, опубликованный на одном из республиканских сайтов о том, как в Алматы у одной девушки за 39 минут поездки в такси компания «Uber» списала с карточки пассажирки 9800 тенге. Инцидент сотрудники пресс-службы перевозчика объяснили просто: «В периоды повышенного спроса на поездки применяется алгоритм, который в режиме реального времени прогнозирует спрос и на основе этих данных временно повышает стоимость поездок, применяя так называемые динамические коэффициенты. Коэффициент повышенного тарифа формируется автоматически системой на основе полученных ей данных. То есть заранее сказать, в какое время, где и насколько повысится тариф, невозможно».
В принципе ситуация с таксистами в Усть-Каменогорске схожа с той, что произошла в южной столице республики. Казалось бы, никаких претензий быть не должно. Клиент сам выбирает, на каком транспорте ему передвигаться и за какие деньги. Получается, обычный рядовой гражданин Казахстана никак не защищен от такой алчности таксистов, которые то и дело норовят «навариться»?
– К нам поступило несколько звонков с жалобами на службы такси, которые повысили стоимость тарифов на 20-80 процентов, – сообщили в департаменте Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Респуб-лики Казахстан по ВКО. – Их услуги относятся к конкурентной среде. Конечно, мы можем провести анализ ситуации и выяснить, насколько законно такое повышение, но нам нужны письменные обращения граждан. Их еще не поступало.
Пока граждане раздумывают – писать или не писать жалобы, председатель общества по защите прав потребителей «Ваше право» Елена Жерихова спешит предупредить, что службы такси не являются монополистами, а это значит, что государство не вправе регулировать их работу.
– Каждая служба такси имеет право в удобное для себя время повысить стоимость своих услуг, – отметила женщина. – Единственное, согласно законодательству страны они не могут этого сделать по сговору с другими службами и перевозчиками. Иначе им грозит штраф.
Получается, что конкурентная среда расставляет все точки над «i», заставляя клиента выбирать между дорогим и быстрым или дешевым и медленным. Создание муниципального авто- и таксопарка, возможно, – утопическая мечта, но все же хочется верить, что когда-нибудь она исполнится.