Общество

Купец по прозвищу Бычок

Купец по прозвищу Бычок

Известного в Семипалатинске купца Мир-Курбана Аюпова в тесном кругу прозвали Букашем, что в переводе на русский означает «Бычок». Такое имя он получил за напористость в делах, деловую хватку и большое доброе сердце. Богатый торговец был другом ученых, литераторов, исследователей семипалатинского края. Но в историю вошел вместе с именем Чокана Валиханова после того, как организовал для великого казахского ученого его знаменитую экспедицию в Кашгарию, закупив на собственные средства товары, верблюдов и лошадей.

По следам прошлого

Более 150 лет минуло с тех пор, но сегодняшние исследователи Семипалатинского Прииртышья продолжают по крупицам открывать новые страницы истории своего родного края. Совсем недавно члены краеведческого общества «Прииртышье» обнаружили зимовку, где жил и трудился купец Мир-Курбан Аюпов и где он познакомился с Чоканом Валихановым.

Зимовку обнаружили в горах Аркалыка. Найти ее не составило труда, поскольку Букаш был настолько общительным и гостеприимным человеком, что многие путешественники и исследователи предпочитали останавливаться для отдыха именно на его зимовке, хотя рядом располагался второй пикет Сергиопольского тракта – Аркалык. Так, однажды топографы, гостившие у него, за радушное гостеприимство решили отблагодарить Букаша необычным способом – определили точные координаты его зимовки. Это уникальный случай в истории краеведения. Для нас, потомков знаменитого купца, это было настоящим подарком! Ведь обычно на поиски какого-либо места, вошедшего в историю Семипалатинского Прииртышья, уходит много времени, сопоставляются карты, описания и спутниковые снимки. На этот раз для поиска достаточно было ввести в GPS-навигатор точные координаты стоянки и… вот она – заимка Букаша.

Место, выбранное для зимовки, впечатляет. Находится оно на Аркалыкском хребте, с которого открывается великолепный вид на равнину площадью около 40 квадратных километров. Невольно воображение рисует картины, как Букаш, сидя у окна своего дома, мог издали видеть приближение гостей. Да еще каких гостей! У него в разное время побывали писатель Федор Достоевский, исследователь и путешественник Чокан Валиханов и даже генерал-губернатор Западной Сибири Ганс Гасфорт, а также многие другие известные личности Западной Сибири и Средней Азии середины XIX века.

Есть также неподтвержденные рассказы о том, что Букаш встречался с Александром Гумбольдтом.

В его семипалатинском доме нередко гостил правитель города Кашгара Хакимбек Зурдун, ездивший из Кашгарии в Коканд и Семипалатинск. Из Семипалатинска Хакимбек направлялся в Петропавловск и Казань. В поездках Зурдун изучал русскую торговлю, поощрял казанских и сибирских татар торговать в Восточном Туркестане.

Тщательное исследование места зимовки Букаша принесло немало любопытных находок, которые будут бережно храниться в музее краеведческого общества «Прииртышье». А по итогам интереснейшей экспедиции сейчас снимается документальный фильм.

Союз науки и торговли

На середину XIX века приходится расцвет торговли в Семипалатинске. Налаживаются устойчивые торговые связи с Китаем, Бухарой, Туркестаном и рядом других среднеазиатских стран, малодоступных для европейских купцов и, тем более, исследователей. Ну а увеличение товарооборота на семипалатинской таможне благотворно влияет на общее развитие всего Семипалатинского края.

Разнообразие ввозимых товаров было огромно, но больше всего ввозили чай. Его объемы были столь велики, а качество так высоко ценилось, что в России его называли не иначе как «семипалатинским чаем».

Если в конце XVIII века торговые операции здесь вел один купец, то к середине XIX века таковых насчитывалось уже 107 человек. Среди торговцев-мусульман того времени можно выделить несколько известных фамилий – это купцы Искаковы, Салиховы, Усмановы, Рафиковы, Иштерековы и Габитовы. На их добровольные пожертвования в Семипалатинске возводятся первые мечети, открываются благотворительные общества и объекты социальной инфраструктуры.

Именно к этой категории купцов-меценатов, покровителей искусства, культуры и науки можно отнести и Мир-Курбана Аюпова. Он был богатым торговцем из Ташкента. К сожалению, до нашего времени не дошло никаких рисунков или портретов купца. Александр Врангель писал о нем, что это был добрый человек, лет 65-70, сухощавый, среднего роста, юркий, с хитрым лицом. Имел реденькую бородку, которую не красил, как обыкновенно принято у азиатов. Известно, что было у него пять жен. Чаще всего знакомые и друзья называли его Букашем (Бычком), но не из-за внешности, а за напор в ведении торговли. Примечательно, что даже зимовка на некоторых картах указывается не именем, а прозвищем. Он владел большим домом в Семипалатинске, за свой счет построил саратовскую деревянную мечеть, а в 60 километрах от города, в Аркалыкских горах – собственную зимовку.

Чем же привлекателен его образ? Он был умен, хорошо осведомлен о происходящих событиях в Средней Азии, разбирался в политике. Букаш Аюпов возглавлял азиатское купечество и в 1855 году от лица ташкентских торговцев вел переговоры с губернатором Западной Сибири Гансом Гасфортом. По своей природе был очень общительным человеком и обладал большой энергией.

Караван в таинственный Кашгар

Самый большой след в истории оставила встреча Мир-Курбана Аюпова и Чокана Валиханова. Именно Букаш помог ему в его секретной поездке в Кашгарию.
России было необходимо точно знать, что происходит в закрытом для всех иностранцев регионе. Поэтому возникает идея организации секретной экспедиции. Единственным человеком, который мог бы осуществить такую рискованную затею, стал Чокан с его европейским образованием, безупречной внешностью и знатным происхождением. Тогда же начинаются переговоры с Букашем о подготовке к экспедиции и разработка легенды для Чокана. Букаш взялся помочь в непростом деле и снарядил на свои деньги караван.

Июньским днем 1858 года из Семипалатинска вышел торговый караван. Он был невелик: 101 верблюд и 65 лошадей, да и товаров вез немного. Именно этот караван с нетерпением ждал в глухой казахской степи Чокан Валиханов. Путешествие было тайным, поэтому и присоединил ся он к каравану столь далеко от густонаселенного Семипалатинска, да и имя Чокану пришлось сменить. Так, 28 июня 1858 года в караване появился новый спутник – молодой купец Алимбай. Три месяца караван шел своей долгой дорогой. Наконец 28 сентября он вступил в ворота Кашгара. Долгих полгода Чокан Валиханов находился в Кашгаре под ежедневной угрозой разоблачения. Но всему приходит конец. «12 апреля 1859 года, – позже запишет он в своих дневниках, – я приехал в город Верный (ныне Алматы – прим. автора). Путешествие мое продолжалось с 28 июня 1858 года по 12 апреля 1859 года, 10 месяцев и 14 дней».

По возвращении Чокан Валиханов сделал доклад в Географическом обществе, затем занялся напряженной научной, общественной и литературной работой, его наградили орденом и присвоили чин штабс-ротмистра. Однако знаменитый исследователь не забыл и про Букаша. Для него он выхлопотал в Петербурге награду: 600 рублей серебром, чин хорунжего и золотую медаль для ношения на Владимирской ленте. А в 1870 году «…к особенным его заслугам и по причине преданности Русскому правительству ему пожалован в потомственное владение, на правах полной собственности участок земли в Альджанских горах, Семипалатинского уезда, в количестве одной тысячи десятин».

Мир-Курбан Аюпов – интересный человек с удивительной судьбой. Его именем, как главы международного торгового объединения, в Семипалатинске была названа одна из центральных городских улиц, ныне она носит имя Габдуллы Тукая. Его жизнь – это пример того, когда острый ум, неуемная энергия, общительность и смелость оставили в памяти потомков неизгладимый след. Выражаясь современным языком, можно сказать, что высокая гражданская позиция Букаша, коммуникабельность и легкость на подъем навечно вписали его в историю Семипалатинска.

Екатерина Гуляева, Марат Сасанов, председатель краеведческого общества «Прииртышье»

Семей

Еще новости

Back to top button