Продать дом и жениться, или Свадьба по-казахстански
Конечно, в каждой семье свадьбы играют по-разному. В основном, по имеющемуся достатку. И все же никому не хочется «позориться» перед новой родней, люди буквально из кожи лезут, чтобы соблюсти все обычаи (как правило, весьма затратные), провести свадьбу «на уровне». Но что это за уровень такой? Кто его установил? В Казахстане проживают представители разных этносов. И у каждой нации – свои представления «об уровне», свои обряды.
Вспоминается свадьба родственников. Невеста – дочь известных в городе базарных торговцев, поднявшихся на торговле нелегальным спиртом, жених – сын учителей. Чтобы не ударить в грязь лицом, родители жениха продали единственное жилье, трехкомнатный дом в частном секторе. «Пусть хоть он выбъется в люди»», – этими словами сопровождали свой поступок родители. При этом вопрос, где будут жить сами после шумного тоя вместе со взрослой незамужней дочерью, для них пока не стоял: «Перебьемся как-нибудь!». Надо понимать, что они переберутся в дачный домик, который просто не смогли продать по причине ветхости.
На вырученные деньги мать жениха купила богатые подарки родственникам невесты: бриллиантовые серьги для кудаги и самой невестки, костюмы итальянских брендов папе и братьям будущей келин. Со стороны невесты – тоже оживление. Они вроде бы делают ответный ход: бриллианты, костюмы от «Бриони» и квартира для молодоженов впридачу.
Однако позже, на поверку их костюмы окажутся подделкой от киргизских «модельеров», а бриллианты – всего лишь фианитами из Китая! Главное же – совместная жизнь, начатая с обмана, почему-то не заладилась. И уже через пару лет брак развалился, как карточный домик.
Я это к тому, что не всегда большие затраты делают затруднительным развод. Тем более, если разводу брачному предшествовал развод на деньги.
Еще одна семья, о которой хотелось бы поведать, планирует выдать дочь замуж… не в Казахстане. Нет, жених у нее коренной казахстанец, да и сама она выросла здесь. Только вот, отучившись за границей по программе «Балашак», жених и невеста предпочли вместо свадебного застолья с многочисленными родственниками отметить событие по-тихому где-нибудь на островах Таиланда.
Интересуюсь у мамы невесты: «Многочисленная шымкентская родня, а главное, аташки с ажешками против не будут?» Мама отвечает: «Решаем-то не мы, а сами молодые. А к ажеке с аташкой они потом просто съездят на поклон». И все же я не успокаиваюсь, интересно мне, неужели вообще никто из родни свадьбы не увидит? Мне отвечают, что поедут родители с каждой стороны – и все.
Между тем, на родине, в Казахстане, идет острая борьба за молодоженов. Если одни дворцы бракосочетаний работают на конвейер, то другие стремятся привлечь взыскательного клиента, сочиняя новые церемонии и вспоминая старые.
В одном из таких крупных дворцов бракосочетаний нам сообщили, что в последние несколько лет стала популярной такая услуга, как кыз узату (проводы невесты). Как сказала Мадина Мукашева, старший менеджер Дворца торжеств «Бахыт» в Астане, «в традициях нашего народа есть немало подзабытых ритуалов».
– К примеру, во время кыз узату – немного грустной церемонии прощания с дочерью-невестой, уходящей в другую семью, принято рассказывать, из какой невеста семьи, кто дал ей имя, какими качествами она обладает. Родители и особо почитаемые люди рода дают благословление – бата, расстилают перед ней белую дорожку – акжол, и надевают на голову саукеле. Невеста встречает своего суженого на другом конце акжола с пиалой молока либо с огнем.
К слову, сейчас в Астане стало модно организовывать свадьбы в стиле вручения премии «Оскар». Красная ковровая дорожка, номинации «Лучший гость», «Лучшая пара», за которые вручаются точь-в-точь статуэтки премии. А номинируют никто иной, как какие-нибудь очень известные звезды эстрады. Оправдывая свое женское любопытство чисто профессиональным интересом, спрашиваю о стоимости такого праздника. Без ресторана и банкета папе невесты он обошелся в 40 тысяч долларов!
В общем, кто во что горазд. Свадьбы зеленые и морские, стилизованные под средневековую или древнегреческую эпохи, в стиле рок-н-ролла. Удивить можно не только качеством, но и количеством. В прошлом году мне довелось погулять на свадьбе, которая длилась шесть дней. Три дня провожали невесту в новую семью, еще столько же – встречали ее у жениха. Признаться честно, торжество всех утомило.
Интересны свадебные традиции других народов. К примеру, у корейцев на свадьбе обязательно наличие на столе двух петухов с горьким перцем в клюве. Это, видимо, чтобы гости «горько!» не забывали кричать? Перед невестой рассыпают рис, чтобы она ступила на него ногами, а жених обязан в одиночку или с друзьями толкать автомобиль. Все это – к достатку в семье.
У цыган стол должен ломиться от яств. Выставляется все – от закусок и салатов до рыбы и сладостей. На чеченских свадьбах невеста всю свадьбу должна… простоять одна посреди зала. А жениха на торжестве и вовсе никто не увидит. Он приезжает только за полночь, чтобы увезти невесту к роднику. Затем они, набрав холодной чистой водицы, обязаны вернуться к аксакалам, чтобы напоить их.
На турецкой, курдской и чеченской свадьбах также неизменно присутствует так называемый «волшебный» ящик, куда гости должны складывать свои денежные подарки. Зорко наблюдает за поступлением финансов ответственный дежурный из числа родственников.
У казахов есть несколько способов жениться. Жену можно «украсть». Так делают, когда нет денег на свадьбу, выкуп и дорогостоящее сватовство.
Молодые договариваются, и жених «ворует» невесту. При этом сама процедура женитьбы упрощается, и расходы во много раз меньше, чем при «официальном» сватовстве.
В недалеком прошлом жен воровали по-настоящему, часто девушки видели своих мужей в первый раз только на
своей свадьбе. Есть и другие способы, но в каждом случае наступает тот волнующий момент, когда невеста должна пройти через обряд «беташар» (буквально – «открыть лицо»).
На беташар собираются абсолютно все родственники мужа. Накрывают стол и устраивают веселые танцы. Невесту вводят в помещение с накинутым на голову белым платком. Платок выбирает будущая свекровь, он должен быть только белым, возможно украшенный богатой вышивкой. Этот платок символизирует чистоту намерений и защиту от сглаза. С каждого бока невесту поддерживают две абысын, жены деверей. Абысын должны прийти на помощь невесте, если она растеряется и забудет поклониться, тихим шепотом они должны подсказать. как вести себя дальше.
После круга, который проделывает невеста, поддерживаемая абысын, певец начинает представление. Конец платка привязывается к домбре. Акын поет, представляя каждого родственника, восхваляя его черты характера и роль в семье. Он также представляет всем молодую невесту, упоминая ее достоинства, не забыв напомнить об обязанностях. Каждый представленный родственник идет к невесте получить ее поклон «салем беру». В ответ на ее поклон будущий родственник оставляет небольшую сумму денег «коримдик» на расстеленном перед невестой платке. Певец словно дразнит окружающих, чуть приподнимая края платка. Умело руководя настроением окружающих, он после представления, дает добрые наставления и пожелания невесте все в той же поэтической форме. Обычно этот человек бывает первым, кого невеста видит в первый раз во время беташара.
Невесту с открытым лицом осыпают «шашу» – конфетами и деньгами. Каждый старается взять часть шашу. Считается, что таким образом можно к себе приманить радость, щедро рассыпаемую во время тоя. Сразу после беташара начинается сама свадьба – главное событие в жизни молодых.