Сказки ученого революционера
Алексею Николаевичу Белослюдову и его братьям – Виктору, Федору и Николаю принадлежит большая заслуга в развитии краеведения и музейного дела на Востоке Казахстана.
Родились они в Семипалатинске в семье небогатого чиновника из сибирских казаков. Наиболее даровитыми из них были этнограф, фольклорист Алексей Николаевич и живописец, краевед Виктор Николаевич.
Знакомство А. Белослюдова с известным семипалатинским краеведом Борисом Герасимовым способствовало его любви к истории родного края, приобщению к краеведческой работе. Проявляя исключительный интерес к устному народному творчеству русских и казахов, А. Белослюдов записал более 200 сказок, 97 загадок. В 1915 году в десятом выпуске «Записок Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО» были напечатаны 28 сказок, четыре — в следующем году. В результате многолетнего краеведческого труда братья Белослюдовы создали свой домашний музей с отделами геологии и минералогии, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, старинных вещей, нумизматики, этнографии, а также картинную галерею. В отделе археологии, например, насчитывалось более 600 предметов, а нумизматики — более тысячи раритетных золотых, серебряных и медных монет.
В начале ХХ века, пожалуй, никто лучше Алексея Николаевича Белослюдова в Семипалатинске (ныне Семей) не знал так хорошо казахские народные сказки и сказания, свадебные обряды, песни и загадки. Помогая Г. Потанину собирать сказки, а А. Затаевичу – песни и кюи, Алексей вместе с братьями открыл первый в Семипалатинской области частный музей с прекрасной картинной галереей, часть которой впоследствии они передали в фонды их же детища – областного историко-краеведческого музея в Семипалатинске.
Он стал четвертым сыном в семье небогатого чиновника из числа сибирских казаков Николая Белослюдова, родившимся 17 марта 1887 года. Несмотря на весьма скромные доходы, мать сумела воспитать своих мальчиков честными и любознательными людьми, они все учились в гимназии. Правда, только Алексею не удалось получить среднее образование, поскольку в седьмом классе его исключили из престижного учебного заведения без права получения дальнейшего образования. Дело было не в том, что подросток ловил на уроках ворон, отличался ленью и непослушанием. Наоборот, пытливый ум Алеши жаждал познания все новых и новых идей, взглядов. Новое тогда несла с собой прогрессивная ссыльная интеллигенция, к которой тянулся мальчик. Вот за это его и лишили возможности учиться, когда прознали, что А. Белослюдов работает в нелегальных политических кружках и активно участвовал в событиях 1904-1905 года.
Впрочем, Алексей воспринял свою отставку от школьных занятий, как обретенную свободу действий. Теперь он уже открыто вступил в партию РСДРП и стал активным ее представителем, выполнял работу библиотекаря общества взаимопомощи работающим в заводских и ремесленных заведениях Семипалатинска.
Одновременно с общественной активностью Алексей занимался самообразованием. Чаще всего его настольными книгами были исследования по истории, археологии и этнографии. Путешествуя по Семипалатинскому краю, он всей душой привязался к родным местам, нередко принимал участие в археологических раскопках и занимался сбором исторических и археологических находок.
Неудивительно, что уже к 1904 году молодой человек сблизился с деятельностью Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, затем помогал ему в течение трех лет собирать материалы и экспонаты для музея.
На 21 году жизни Алексей экстерном сдал экзамены на звание народного учителя. И с осени 1908 года начал учительствовать в селах Семипалатинского края – Локоть, Лаптев Лог, Веслоярское, Змеиногорск, Быково. Это – зимой, а летом он отправлялся на каникулах в путешествия по родному краю.
Где-то в 1906 году Алексей вместе с братом Виктором организуют первый частный музей. Через десять лет в нем уже свыше четырех тысяч экспонатов! На сельскохозяйственной выставке, состоявшейся в 1911 году в Омске, Белослюдовы представили около 500 предметов из своего музея, за что удос-тоились серебряной медали. Виктор и Алексей трудились над созданием музея с завидным трудолюбием и прилежностью. Им недостаточно было просто заниматься собирательством, вся коллекция тщательно сортировалась и содержалась строго «по отделам». Для правильного упорядочения материалов Виктор и Алексей специально ездили в Москву и Петербург, где изучали музейное дело. Так что все у них было строго учтено и рассортировано.
В музее братьев была прек-расная археологическая коллекция. Она включала в себя древние сосуды, кинжалы, наконечники стрел, ножи, украшения, ковши и старинные монеты. Во время одной из экспедиций в урочище Кызыл-Тан и Кара-Узек было найдено захоронение, где обнаружено несколько человеческих останков и скелетов лошадей, а также керамический горшочек с оригинальным орнаментом. Рядом – каменное изваяние женщины с кувшином в руках.
Помимо этого, Алексей Николаевич страстно увлекался этнографией. Позже, познакомившись с известным путешественником Григорием Потаниным, он последовал его совету и занялся собирательством сказок и сказаний. Для лучшего «погружения в среду» он даже переселился на Алтай, в кержацкое село Быково на реке Бухтарме. Там, совмещая преподавание в сельской школе, сумел собрать богатейший материал по истории, фольклору и этнографии.
А специально для Потанина Алексей Николаевич записал множество сказок, которые переслал своему другу с целой серией писем. Кстати, с Григорием Алексей состоял в переписке до самой кончины Потанина.
Уже во время первой мировой войны Алексей Николаевич возвращается в родной Семипалатинск. В качестве исключения (в городе катастрофически не хватало учителей) ему разрешили преподавать в гимназии. Той самой, из которой его исключили в подростковом возрасте. Одновременно с преподавательской и обществен-но-научной деятельностью, Алексей Белослюдов экстерном сдал экзамены в Томский учительский институт.
Первое горе, с которым столкнулся Алексей в своей жизни, была кончина горячо любимого брата Виктора. Во время войны он служил солдатом и домой был отправлен в тяжелейшем состоянии. Алексей ни на шаг не отходил от больного, за что поплатился собственным здоровьем: воспаление легких очень скоро переросло в туберкулез. Поэтому-то и не смог преданный большевик Алексей Белослюдов принять личное участие в становлении Советской власти в Семипалатинске, а также внес-ти свой личный вклад в борьбу с аненковскими бандами. Зато он прятал у себя товарищей, помогал переправляться им в другие города. А когда и за ним установили слежку, был вынужден бежать в Змеиногорск.
Много таких вот революционных духом ученых было в те времена. Они как бы стояли на распутье двух дорог: заниматься становлением советской
власти или же изучать родной край, вести вперед науку?
Лишь в 1920 году Алексею Белослюдову удалось оставить политику и заняться любимым делом — краеведением. Он много и упорно трудился над становлением областного (г. Семей) историко-краеведческого музея, где в скором времени стал работать директором. К этому времени, кстати, слава Алексея Белослюдова как ученого-краеведа разнеслась далеко за пределы казахской Степи. Все путешественники и исследователи, приезжающие в Семипалатинск, непременно встречались с коллегой, черпая от него ценнейшие сведения по истории, фольклору, ботанике и зоологии края. Часто эти краткие встречи затем перерастали в творческий союз и длительную переписку.
Именно так зародилась дружба Алексея Белослюдова с вдовой академика Коржинского и его сыном, научным сотрудником минералогического музея Академии наук СССР Леонидом Куликом, а также с известным шведским путешественником Свеном Геденом.
Именно Алексей Николаевич помог композитору Александру Затаевичу в его сборе песен и кюев казахского народа. Они целыми днями бродили по лавочкам и базарам Семипалатинска, где музыкант слушал домбру, а Белослюдов записывал слова песен. Вместе с первой женщиной-краеведом в Семипалатинске Н. Кульжановой (о ней мы рассказывали в одном из номеров «толстушки») он переводил на русский язык стихи великого Абая.
Но здоровье, подорванное в молодости, давало о себе знать. За год до кончины Алексей Николаевич переехал в Алма-Ату. В 1939 году из-за тяжелой чахотки он умер. Хотелось, чтобы о нем знали наши современники, молодые люди. Ведь такие как Алексей Белослюдов составляют гордость нации, честь родного края. Ученый, собиратель сказок, революционер, политик, историк и этнограф, он приложил немало сил для единения казахского и русского народов. Его вклад в науку и краеведение неоценим.
Семей