В пространственно-временном континууме
Специалист экспозиционно-выставочного сектора Восточно-Казахстанского музея искусств Лариса Мартынова рассказала о том, как художники создают экспозиции.
Художник пишет панораму далёких гор по правилам воздушной перспективы. Учёный пытается выразить математическими формулами общие законы единой теории поля. Музыкант ищет общие гармонии и ритмы в шуме дождя, собственном настроении и алых красках заката. Все они делают общее дело – создают свою неповторимую версию картины мира.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ИСКУССТВЕ
Общение с современными художниками подтверждает их активное проникновение в области естествознания. Современное искусство – такой же способ познания мира, как современная наука, а художнику иногда необходимы знания постулатов теории относительности. Самый яркий пример – картины художников Бексеита Тюлькиева, Алпысбая Казгулова, Марата Смаилова, которые Восточно-Казахстанский музей искусств представляет своим зрителям в основных экспозициях. Эти авторы чувствуют мир как современные физики, для которых пространство и время – единая субстанция.
В 2022 году при содействии акимата областного центра в музее была подготовлена персональная выставка алматинского живописца Алпысбая Казгулова. Его картины экспонировались в Бельгии, Китае, Турции, Великобритании, России, Японии и Нидерландах. Метод этого художника можно было бы назвать реализмом. Он ничего не выдумывает, не видит сюрреалистические сны, не увлекается кубизмом, но как современный физик воспринимает действительность не в трёх, а в четырёх измерениях, как бы под иным углом зрения, с высоты другого утёса. Автомобиль, движущийся на большой скорости, выглядит на фотографии размытым. Казгулов смотрит на пейзаж, который постоянно изменяется в потоке времени, поэтому в его полотнах много всякой цветной облачной и туманной массы. Лошадь, дерево, люди – все они «выходят из тумана», все взаимодействуют с ним, растворяются или проявляются в этом пространственно-временном континууме. В этой волшебной дымке – все его сюжеты и пейзажи.
Таким же видением единого эйнштейновского пространства-времени обладает усть-каменогорский художник Марат Смаилов. Иногда его картины кажутся иллюстрациями к физическим законам современного естествознания. В композиции «Батыр» художник и его зрители воспринимают окружающий мир как пассажиры, сидящие в вагоне. Пейзаж проплывает мимо их окон. Фигура пассажира-всадника в центре формата выполнена как фотография, остановившая бешеную скачку, а субстанция пространства-времени на глазах зрителя движется вокруг человека, как лента, на которой различимы развалины древних мазаров, степные бал-балы и упряжка с верблюдом.
ЗВУК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЦВЕТ…
Современный художник не любит, когда его хвалят за фотографический реализм, ведь цветом и линией можно изобразить звук и другие не видимые для человека волновые объекты и явления. В картине «Қобыз» тарбагатайского живописца Алибека Шоканова нет реального интерьера или панорамы, нет вообще никакого фотографического пространства. Здесь нет и самого музыканта – только корпус кобыза и руки играющего. Вся остальная поверхность большого, 150 на 115 сантиметров, полотна – музыка. И не просто музыка, а именно звучание кобыза с его мистикой, полётами в пространстве-времени и обрядовой жутковатостью. Чего стоит один только глаз шамана, вскрывающий у любого посетителя музея все его первобытные страхи!
А вместе с волнами музыки вокруг инструмента движется само время и, размытое на ленте времени, степное пространство. Если приглядеться, можно увидеть фрагменты, похожие на отражения в речном потоке: развалины древних строений и фигуру всадницы. Цветовая гамма с преобладанием тёмно-красноватых оттенков и яркими вспышками кадмия лимонного жёлтого удивительно соответствует звучанию кобыза.
В течение долгого времени изобразительное искусство, как и любое другое, казалось нам «надстройкой» для экономики, «вишенкой на торте» социальной жизни общества, украшающей быт и отдых. И сейчас мы с уважением относимся к базовым основам реалистических достижений прошлого. Достаточно сказать, что в этом году в музее прошла выставка, посвящённая памяти Леонида Агейкина. Авторская коллекция живописных и графических работ известного восточно-казахстанского художника, а это более тысячи произведений, стала основой фондового собрания музея искусств. Иностранцы, побывавшие на выставках Агейкина, больше всего восхищались акварелями этого художника. Можно гордиться, что и сейчас среди молодых авторов есть графики, владеющие такой же техникой. К их числу, например, относится тарбагатайский художник Еркебулан Жакишев, участник областного фестиваля искусств «Дала дидары».
В ЭПОХУ НЕЗАВИСИМОСТИ
Основным направлением в своей деятельности сотрудники музея считают изучение и популяризацию работ тех художников, мировоззрение которых формировалось в эпоху Независимого Казахстана. Свержение жёстких ограничений социалистического реализма открыло дорогу, прежде всего, авангардистам, творчество которых формировалось на основе опыта западноевропейских художников.
В собрании Восточно-Казахстанского музея искусств есть достойные представители сюрреализма, экспрессионизма и кубизма. Однако самое интересное из того, что происходит сейчас в сознании молодых художников, – это, на наш взгляд, коренное изменение их отношения к своему творчеству и его назначению в жизни общества.
Художник постепенно перестаёт быть дизайнером интерьера и украшением досуга. Он чувствует себя хранителем и проводником национальных традиций. Художник примеряет на себя мантию исследователя, философа и учёного, который наравне с физиком и математиком рисует не пейзаж с луной и берёзкой, а картину мира, соответствующую современному естествознанию. В залах музея экспонировалась выставка «Мир глазами художника» авторов родом из Шемонаихи Вадима Салманханова и Юрия Шушакова. Их работы – несомненно, новое слово в искусстве. Об этом свидетельствуют и креативные технологии, и сами названия картин («Время», «Рождение мысли»), которые идеально подходят как для научного доклада, так и для стихотворной поэмы.


