Общество

Честность – вежливость продавца

В любом магазине или месте получения платной услуги покупатель имеет право знать информацию о продавце или услугодателе. Это право регламентировано Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Подробно об этом рассказали в Департаменте торговли и защиты прав потребителей Восточно-Казахстанской области.


ОБЯЗАННОСТИ


Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что продавец обязан довести до сведения потребителя своё наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию в месте реализации товара на казахском и русском языках в соответствии с требованиями Закона «О языках в Республике Казахстан».


Также продавец обязан в месте реализации товара размещать контактные данные уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В случае если продавец является членом саморегулируемой организации, информация об этом подлежит обязательному размещению в месте реализации товара.


Эта информация необходима для того, чтобы потребитель знал, кому он может пожаловаться в случае нарушения своих прав персоналом или руководством объекта торговли или предоставления услуг.


Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу, в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном законом.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Неисполнение предпринимателем обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации является нарушением законодательства о защите прав потребителей, за совершение которого согласно подпункту 1 части 5 статьи 190 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения.
В соответствии с частью 6 статьи 190 КоАП, деяние, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобное нарушение, влечёт штраф на физических лиц в размере 10 МРП, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.


ОСОБЕННОСТИ


Законодательством не пре-дусмотрены правила оформления потребительского уголка.
Как показала практика, наиболее приемлемым способом является установка информационного стенда, содержащего специальные кармашки для документов. Более простой вид – информационная папка из прозрачных файлов. Её можно тоже повесить на стене, особенно если места для установки стенда в заведении не хватает. В папке легко помещается тот же объём информации, что и на стенде.


В отношении места размещения потребительского уголка тоже нет каких-либо ограничений. Основное условие: каждый потребитель должен иметь возможность изучить предоставленную информацию.


При этом рекомендуется соблюдать следующие условия расположения потребительского уголка:

  • наглядность и доступность;
  • актуальность предоставляемых данных;
  • удобный подход.
    Кроме вышеуказанной обязательной информации в потребительском уголке рекомендуется размещать информацию об условиях обмена или возврата товара, прейскуранты цен на предоставляемые услуги и другую необходимую для потребителя информацию.
    Таким образом, если сделать потребительский уголок содержательным и оформить его в соответствии с требованиями законодательства, то он может стать частью имиджа ответственного и законопослушного предпринимателя.

    Департамент торговли и защиты прав потребителей ВКО

Еще новости

Back to top button