Жизнь под стук колёс
«Привет, «Казиевка!» – неизменно приветствуют машинисты коллег-железнодорожников, подъезжая к бывшему Разъезду 226, а ныне станции «Казиевка». Её назвали в честь родоначальника большой трудовой семьи железнодорожников, ветерана Великой Отечественной войны Жумагали Казиева. Сегодня общий трудовой стаж династии насчитывает 640 лет. И многие из них работают именно на этой небольшой станции, расположенной неподалёку от Усть-Каменогорска. На железной дороге сегодня трудятся дети и внуки ветерана. И кто знает, может быть, и правнуки тоже в своё время выберут судьбу, связанную с работой под стук колёс.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Жумагали Казиев был совсем молодым парнишкой, когда в 1930-е годы пришёл на строительство Турксибской железной дороги. В то время строили участок от станции Локоть до станции Защита на территории Восточно-Казахстанской области. Жумагали помогал своему дяде в этом нелёгком труде.
В 1939 году женился, и вскоре после свадьбы его призвали в армию. Он служил на южных рубежах Советского Союза, территориях, граничащих с Афганистаном. Там же, в армии, узнал из письма, что у него родилась дочь, которую назвали Гаухар.
ГОДЫ ФРОНТОВЫЕ
Жумагали уже собирался домой, честно отдав родине свой воинский долг, когда наступила Великая Отечественная война. И с юга его перебросили в военное училище, окончив которое, он получил звание лейтенанта и был отправлен на фронт.
Он воевал в составе Белорусского фронта. За годы войны был дважды ранен, и уже незадолго до её окончания попал в плен, когда выбирался из окружения. Сумел сбежать, и буквально на следующий день союзники освободили военнопленных.
Однако в то суровое время даже несколько часов плена вызывали серьёзные подозрения в предательстве. Несмотря на огромные потери за время войны, на то, что воевать осталось всего несколько недель, Жумагали Казиева заподозрили в измене. Вплоть до 1946 года он подвергался проверкам и допросам, пока все подозрения с него не были сняты, и боевой офицер, демобилизовавшись, сумел вернуться в родной дом, к родителям, жене и дочери.
СВОЙ ПУТЬ
А дома семья голодала. Впрочем, как и вся страна в первые послевоенные годы. Осмотревшись, Жумагали Казиев понял, что пора что-то менять в этой жизни, и велел жене собирать вещи. Супруги взяли ребёнка и перебрались на новое место.
На станции «Защита» отец семейства устроился монтёром пути на 174 километре, где молодой семье дали дом и возможность работать. Здесь, на крошечном разъезде, и родились младшие дети Жумагали и Зупин Казиевых. Всего в семье родились девять ребятишек, семеро из которых впоследствии тоже стали железнодорожниками.
А пока дети были маленькие, и поскольку школы поблизости от разъезда не было, старшие ребята вынуждены были жить у родственников в разных деревнях и в интернатах.
– Отцу это очень не нравилось, что его дети живут вне семьи, без родительского пригляда. И он начал искать другое место на железной дороге, где бы поблизости была средняя школа. И такое место нашлось – Разъезд 226, расположенный неподалёку от села Прапорщиково. Школа там действительно была. Правда, приходилось бегать по 1,5 км туда и обратно каждый день. Но зато теперь мы жили все вместе, – рассказывает сын родоначальника династии Дюсенбек Казиев.
Так, начиная с 1967 года на Разъезде 226 и проживают Казиевы – вот уже 57 лет.
Все 28 лет Жумагали Казиев трудился на железной дороге путейцем – монтёром пути. Работа тяжёлая, трудная. Его часто выдвигали на должность бригадира, но каждый раз ветеран скромно отказывался.
– Видимо, в памяти остался тот послевоенный год, когда он был под подозрением после нескольких дней плена. Он и в мирное время не хотел быть даже самым мелким начальником, предпочитал тяжёлый труд ответственности за других людей, – вспоминает Дюсенбек Казиев.
И ПРАЗДНИК, И ДЕНЬ ПАМЯТИ
В 1974 году отец большого семейства вышел на пенсию. Ему так и не довелось окончить школу: его образование ограничивалось четырьмя классами. Но его мудрости и разносторонним знаниям многие могли бы позавидовать.
– Отец к концу жизни стал стремительно терять зрение, и уже не мог читать свои любимые книги, а потому часто просил соседей. Бывало, начнёт ему читать Кумаркан Ахметкалиев – тоже путеец, как и отец, потом он у меня стрелочником на станции работал, – а отец внимательно слушает, потом поднимет руки, просит остановиться и продолжает декламировать текст наизусть. Ни одного слова не пропустит. Вот такая была память! Он и Коран наизусть знал. И даже вёл учёные беседы с имамами, если замечал, что они пропускали целые отрывки. Но делал это деликатно, наедине, когда все гости уходили. Так что если за столом сидел Жумагали-ата, духовные лица относились к своим обязанностям с особым тщанием, – улыбается Дюсенбек Казиев.
По словам детей родоначальника династии, в его метрике не была указана дата рождения. И после войны было решено отмечать день рождения отца 9 мая – в День Победы. В апреле 2005 года, незадолго до 70-й годовщины окончания войны, решением руководства Разъезду 226 был дан новый статус станции и присвоено имя «Казиевка» в честь Жумагали Казиева.
– Отец очень гордился тем, что в честь нашей семьи названа целая станция. И когда 9 мая мы собрались всей семьёй отметить двойной праздник, случилось несчастье: отец ушёл от нас навсегда. И сегодня для нас 9 мая – это и праздник, и день памяти, – делится семейной историей Дюсенбек Казиев.
«КАЗИЕВКА» FOREVER
Девять детей вырастили Казиевы. Семеро из них пошли по стопам отца – стали работать на железной дороге. Два старших сына стали машинистами, несколько дочерей – дежурными по станции. Дюсенбек пошёл в путейцы, и после школы работал вместе с отцом. В армейские годы его отправили служить в железнодорожные войска, откуда он демобилизовался бригадиром пути.
– Вернулся, снова устроился на железную дорогу путейцем. Но однажды встретил знакомых, которые предложили поступить в технологический техникум, где готовили кадры для хлебных и пивных заводов. Поступил, отучился и даже хотел устроиться на хлебозавод неподалёку от родителей, но мне сказали, что даже в выходные я не имею права далеко отлучаться от дома, могут вызвать на работу в любой момент. Меня это совсем не устраивало: родители уже были на пенсии, им помогать надо было. И тогда сестра Бахтибала, которая тогда уже работала начальником станции на Разъезде 226, позвала меня к себе на работу. Вот так я снова стал железнодорожником. Сначала был стрелочником, потом дежурным по станции, а с 2007 по 2017 годы, до выхода на пенсию, – служил начальником станции «Казиевка», – продолжает наш собеседник.
На Разъезде 226 в разные годы работали три поколения Казиевых – от деда Жумагали до его внука Дамира, сына Дюсенбека. И сейчас здесь трудятся дежурными по станции супруга Дюсенбека, Заура, их сын Дамир и его супруга Сезым.
– Это сейчас на станции маловато Казиевых осталось. А в былые времена не было в сутках того времени, чтобы на станции не было на дежурстве кого-то из Казиевых. Потому и шутили машинисты, подъезжая к нашей станции, передавая по рации приветы Казиевым. Знали, что кто-то из нашей семьи обязательно ответит на приветствие, – говорит Дюсенбек Казиев.
Но не только члены трудовой династии работают на станции, названной в честь их отца и деда. 44 года – с 1954 по 1998 – проработал мостовым мастером ПЧ-36 супруг старшей дочери Гаухар – Чектыбай Кайсинов. Сама Гаухар отдала железной дороге 38 лет своей жизни. Их дочь, Гульжан Акшалова, проработала ведущим инженером технического отдела ПЧ-37 35 лет. Её супруг Рахимтай Акшалов и вовсе рекордсмен этого семейства: он проработал помощником машиниста 47 лет! Ещё один сын Гаухар и Чектыбая – Серык Кайсинов – 34 года работал бригадиром ИССО ПЧ-37.
37 лет, с 1968 по 2005 годы, проработала сначала начальником Разъезда 226, а потом и станции «Казиевка» дочь Жумагали – Бахтибала. Здесь же дежурным по станции с 2009 года работает и её дочь Гульмира.
Есть среди Казиевых и свои локомотивщики. Это братья Нургазы и Иргазы, а также сын последнего – Данияр. Нургазы Казиев с 1973 по 2003 годы был инженером-технологом АО «Локомотивный сервисный центр». Его брат Иргазы с 1973 по 2005 годы проработал машинистом тепловоза АО «Локомотив», а его сын Данияр начиная с 2005 года работает инструктором по обучению ТЧ-22 и машинистом тепловоза в Астане.
Работает на железной дороге и семья дочери Жумагали – Дариги Секпаевой. Сама Дарига проработала 41 год дежурной станции «Казиевка», её супруг, Ермукан Секпаев, 39 лет был сварщиком ПТО станции «Защита» ВЧД-24, их сын в течение шести лет, с 2012 по 2018 годы, был, как и мама, дежурным станции «Казиевка».
С 1978 по 2023 годы, 45 лет отдал железной дороге один из младших сыновей Жумагали – Нуржан Казиев. Он вышел на пенсию, будучи менеджером по локомотивному хозяйству АО «Досжан темір жолы». Его супруга, Нурия, 38 лет работала дежурной станции «Защита», а сын Ермек с 2010 по 2016 годы был помощником машиниста депо станции «Защита» ТЧ-22.
Всего же, начиная с 1946 года и по настоящее время, 21 член большой трудовой семьи Казиевых так или иначе связал свою жизнь с железной дорогой. И если сложить их общий трудовой стаж, то получится 640 лет!
Отметим ещё, что судьба отца и матери, Жумагали и Зупин, для всех детей и внуков стала примером верной и счастливой супружеской жизни. У дочерей и сыновей, внуков и внучек родоначальников династии сложились крепкие семьи, где растут здоровые и счастливые дети и внуки. И кто знает, может быть, и они пройдут свой жизненный путь по железной дороге.
Екатерина Гуляева
Фото из семейного архива Казиевых