Анатолий Лаптев: «У нас свой Абай»
Вспомните, как часто о происходящем в нашей области или городе мы узнавали по центральному телевидению из множества его работ, которые выходили в эфир в программах телерадиокомпаний «Мир», «Время», «Доброе утро»…
В ТРЁХ ИЗМЕРЕНИЯХ
За время журналистской деятельности Анатолием Лаптевым были сняты тысячи сюжетов, кинорепортажей и очерков об экономической и культурной жизни восточноказахстанцев. На сегодняшний день на его счёту более двух десятков документальных и один художественный фильм, и в основном все они авторские.
«А. П. Лаптев делает авторские фильмы, где он и сценарист, и режиссёр, и оператор. Это представляется разумным, если художник талантлив в трёх измерениях», – отмечает в одном из своих очерков журналист Сергей Лесковский.
Анатолию Лаптеву присвоена высшая категория кинооператора, он награждён всевозможными почётными грамотами и дипломами. Так, за трилогию об озере Маркаколь Лаптев получил звание лауреата премии Ленинского комсомола Казахстана, в 1990 году за особые заслуги перед государством – звание «Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан», в 1998 году фильм Анатолия Лаптева и Сергея Сурова «За белым кружевом снежинок» стал победителем всех основных номинаций в рамках кинофестиваля «Великий Шёлковый путь», а в августе 2003 года Лаптеву было присвоено звание «Почётный гражданин города Усть-Каменогорска».
Однако испытание «медными трубами» не убавило творческого пыла Лаптева, он продолжил снимать фильмы, работать как журналист, выступать на страницах областных и республиканских изданий в защиту экологии, рассказывать об интересных людях, с которыми его сводила жизнь, продолжил сотрудничать с телерадиокомпанией Президента Республики Казахстан в качестве режиссёра-оператора, был внештатным советником акима Восточно-Казахстанской области по культуре и связям со средствами массовой информации, внештатным корреспондентом агентства «Хабар», а также возглавлял рекламно-информационное агентство ТОО «Беловодье LTD».
А если «без чинов» – о Лаптеве хорошо сказал известный восточно-казахстанский писатель-натуралист Борис Щербаков на одном из творческих вечеров кинорежиссёра: «Это человек, который мгновенно «рождает» различные идеи, находит пути и потом неистово претворяет их в жизнь. И это ему удаётся!»
По собственному признанию, Анатолий Лаптев проповедует философию Экзюпери: самое лучшее – это радость человеческого общения…
ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ АБАЙ?..
Весной 2006 года Анатолий Лаптев представил в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре документальный фильм «Стезя бессмертия степи», в основу которого лёг цикл стихов Абая «Четыре времени года». Это поэтическая кинолента, дающая живое представление об эмоциональном восприятии творчества Абая, о том, что несут собой бессмертные стихи великого поэта. Фильм создан во имя потомков земли казахской и посвящён Абаю, народу, Степи, говорит автор.
«Я считаю, фильм хорош тем, что на фоне прекрасных видов, пейзажей нашей области звучат стихи Абая. Если кто-то их раньше не слышал или не читал – вот в этом фильме вполне можно оценить их достоинство… Они гармонично, по-моему, укладываются в зрительный ряд. Мне кажется, в этом плане фильм получился прекрасный. В нём есть желание понять Степь, понять Абая… И, конечно, надо отдать должное завораживающему дикторскому голосу за кадром – поэзию Абая принимаешь очень органично, чувствуешь каждое слово, каждую фразу», – пишет журналист Андрей Кратенко.
После первого же, премьерного, показа «Стези бессмертия степи» стало ясно, что фильм воспринимается неоднозначно. Появилось мнение о том, что, дескать, работа и в самом деле красивая, но при чём же здесь Абай? Не было, мол, у него никакой «Болдинской осени», да и география совсем другая: при хорошей работе оператора, великолепных кадрах природы мы, тем не менее, смотрим фильм о Катон-Карагае, а не о земле Абая!
– Это попытка, один штрих, – комментирует эту позицию автор фильма. – Попытка проиллюстрировать, адаптировать стихи Абая на «киношный» язык – привнеся, конечно, собственное какое-то видение. Вот и всё. Я не углублялся… Это просто уже тема такая избитая – все Абая знают, очень много о нём написано всего и так далее. А я к этому не стремился, зачем мне повторять? Ну, конечно, мы основные вещи сказали там – какие-то основополагающие. Но это не справка, не научно-популярное кино – это попытка выплеснуть свои эмоции.
У нас свой Абай! Я снимал своих казахов – которые «полугорные».
Весь вопрос в том, какая задача стоит перед автором. А впрочем, главное – в фильме есть Степь. И пока жив хоть один её потомок – жив Абай. Фильм Лаптева – не о пути поэта (об этом уже достаточно сказал Ауэзов), а значит, нам совсем не обязательно разбирать по косточкам природные особенности его малой родины или рассматривать через лупу проторённые им пути.
Думается, автор хотел сказать, что Абай живёт в сердце каждого человека, который родился и вырос на казахстанской земле. Живёт, пока живы сказанные им слова. А они, как известно, вечны, потому что источают глубокую, проверенную временем мудрость. Да и просто потому, что чарующе прекрасны.
А что до «Болдинской осени», то излишний педантизм здесь вряд ли уместен: осень – это пора поэтов, а не природно-климатический сезон!..
«…Нет, не соотносимость с поэзией Абая, но – степная астральность тюрков… Вот так он снимает, так монтирует свои фильмы. Отрывисто, сопоставляя несопоставимое. Впрочем, это только на первый взгляд несопоставимое…» – комментирует фильм Лаптева журналист Евгений Прогнаевский.
Звучит парадоксально, но при всех «регалиях» Анатолия Лаптева наша молодёжь не знакома с его работами и в большинстве своём не знает его имени – к сожалению, школьная программа не предусматривает творчества региональных авторов. Поэтому в своё время Восточно-Казахстанское областное телевидение – тогда телеканал носил название «ВКТВ» – организовало еженедельный ретроспективный показ документальных фильмов Анатолия Лаптева.
О процессе создания фильма «Стезя бессмертия степи» мы подробнее расскажем в следующем номере издания.
Христина Дорошенко
Фото из личного архива Анатолия Лаптева