Общество

Из идеи рождается образ

У него необыкновенные руки: сильные, крепкие и очень искусные. В его
руках металл превращается в шедевр, эпоксидная смола – в произведение искусства, написанные картины поражают своей энергетикой и реалистичностью, а на витражи в стиле тиффани любуешься, затаив дыхание…


Аллеи Славы в Улкен Нарыне и Кокпекты, памятник афганцам в Риддере, скульптура «Скорбящая мать» в посёлке Касыма Кайсенова, бюст Ахата Куленова перед Домом дружбы в Усть-Каменогорске. Это лишь несколько известных работ, выполненных восточно-казахстанским художником-скульптором Евгением Непьяновым.

СОЗДАВАЯ ВОЛШЕБНЫЙ МИР

Герой нашей статьи родился в городе Зыряновске (ныне Алтай), в простой семье работников свинцово-цинкового комбината. Его детство проходило весело, звонко. А рисовать Евгений начал ещё до того, как пошёл в школу.


– Часами мог создавать свой волшебный мир в альбоме, в школе получал пятёрки за рисование.
У отца были знакомые художники, он показывал им мои рисунки, они хвалили, пророчили творческое будущее в живописи. Видимо, гены сыграли свою роль, я ведь из династии известных художников: братья, сёстры, всего нас семь человек. А глава – Виктор Васильевич Непьянов, мой родной дядя, заслуженный художник СССР, мастер колористики, чьё творчество сейчас изучается в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, – делится наш герой.


Однако жизнь распорядилась по-своему: будущий художник-скульптор поступил в мореходное училище.


– Отец категорически не хотел, чтобы я был моряком. Вообще, со стороны матери у меня были родственники, которые связали свою жизнь с морем. Например, двоюродный дед был начальником порта в Лиепае в Латвии.


Я тоже собирался поехать в Прибалтику, но друзья уговорили меня отправиться с ними на Дальний Восток, – рассказывает Евгений.


Он признаётся, что для него как для творческого человека это был очень интересный опыт. Но будущий штурман никогда не забывал о своём творческом увлечении: в свободное время он доставал блокнот и делал зарисовки, писал масляными красками пейзажи.


А затем жизнь вновь сделала крутой поворот: из-за спортивной травмы пришлось взять академический отпуск. В мореходку Евгений уже не вернулся, желание погрузиться в мир искусства пересилило.

ВЕРНЫЙ ПУТЬ

После службы в армии Евгений Непьянов поступил в Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого, где в своё время учились все представители их творческой династии. Поступил на факультет живописи, хотя изначально мечтал о другой специальности: уже тогда его влекли работы, выполненные в трёхмерном пространстве.


– Хотел стать скульптором, но родственники убедили меня пойти на отделение живописи. Вообще, это очень многое мне дало. К тому же у нас был предмет, посвящённый скульптуре. Мы изучали его целый год, поэтому начальные азы я получил. Это было потрясающе! – признаётся собеседник.
По окончании училища Евгений вернулся в родной Зыряновск, чтобы занять должность главного художника Дома культуры «Горняк».


– Поработав там, волею судьбы оказался в Экибастузе. В строящемся Доме культуры были хорошие условия, но не для жизни. Это город ветров. Зато там у меня был необычный опыт. Во-первых, я принимал непосредственное участие в декоративном оформлении своего нового места работы, во-вторых, директор местной ГРЭС-1 организовал показ моих картин прямо на производстве. На открытие выставки ходят не все, а тут столько людей могли увидеть и оценить мои работы, – рассказывает наш герой.


Он признаётся, что очень любит свою профессию. И если бы время можно было повернуть вспять, он бы не свернул ни с одной из своих дорог.


– Это большое счастье, когда через свои работы ты можешь показать неповторимость природы, человека или, казалось бы, обыденных вещей.


И неважно, что это – картины, скульптуры или декоративно-прикладное искус-
ство. Всё это создаётся для того, чтобы человек смотрел и радовался, воспри-
нимал искусство, созерцал красоту, а красота в глазах смотрящего, – улыбается скульптор.
Кстати, написанные Евгением картины находятся в частных коллекциях не только в Казахстане, но и в России, Германии, Канаде. Но сам он не ведёт учёт своих работ и о некоторых даже не помнит.
– Иногда вижу и удивляюсь: неужели я это делал? Сейчас плотно занимаюсь скульптурными работами, бывает и роспись, портреты, бюсты.


С Владимиром Самойловым мы делали Аллею Славы в Кокпекты, 18 бюстов героев Великой Отечественной войны и труда, заслуженных людей района. 14 бюстов делали для Аллеи Славы в Улкен Нарыне. Это была очень большая и кропотливая работа, нужно было воссоздать образы людей по старым фотографиям, а иногда и по простым рисункам. Запомнилась мне работа для Аллеи Любви в Усть-Каменогорске, но её, к сожалению, разрушили. Рушить всегда проще, чем создавать. Интересной была работа над центральной фигурой «Скорбящая мать» для мемориального комплекса в посёлке Касыма Кайсенова, – делится художник.

ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Наш герой говорит, что часто работает с медью и полиэфирной смолой.
– Скульптуру можно делать из разных материалов. Мне нравится техника выколотки из меди. Цветной металл смотрится достойно. Да и литьё сейчас очень дорогое удовольствие. К тому же нужен специализированный цех, чтобы отливать скульптуры, например, из бронзы. А таких в Казахстане немного: в Алматы, Астане и Караганде. Вообще, я работал с разными материалами – гипсом, бетоном, полиэфирной и эпоксидной смолами. Из смолы, к слову, можно создавать очень интересные скульптуры, – рассказывает Евгений Непьянов. – Например, в районе Защиты стоит стела с барельефом, посвящённая работникам локомотивного депо, она выполнена из полиэфирной смолы.


Столько лет стоит, ни разу не реставрировали. В последние годы Евгений Алек-
сеевич работает в паре с известным в ВКО художником Виктором Калининым. У них сложился хороший тандем, понимают друг друга с полуслова. Одна из недавних работ – декоративные скульптуры к Новому году для Усть-Каменогорска.


– К праздникам мы делаем скульп-туры из полиэфирной смолы – это ме-нее затратно и можно создать имитацию любого металла. Наши работы, сделанные для оформления празд-ников, устанавливают на городских улицах, в парках – в основном, в парке «Металлург», – делится Евгений.
Витражи – это особая любовь мас-тера. В его творческом активе есть потрясающие работы в стиле тиффани. Раньше мозаичные окна украшали дворцы и храмы, сегодня мода на вит-ражи перешла в частные дома и квар-тиры, только вот в Восточном Казахстане не особо пользуется спросом.


– Это, безусловно, роскошно, но вместе с тем очень дорогое удоволь-ствие, особенно сейчас. Делать вит-ражные поделки, вставки в кухонные двери – это не творческая работа. Витраж – та же картина, только выпол-ненная из стекла. Довелось делать витраж от пола до потолка с выходом на фасад здания. Результат превзошёл все ожидания: в этом случае витраж работает на экстерьер здания, когда зажигается свет в помещении, и на интерьер помещения – когда на улице день. Смотрится изысканно, – говорит Евгений Непьянов.


Художник признаётся, что может сидеть по десять часов только над эскизами, а на работу, в зависимости от сложности, уходят недели и даже месяцы. Нашего героя очень поддерживает его супруга – Ольга Шепель, тоже творческий человек, почётный журналист Казахстана.
Отдыхает Евгений Непьянов обычно в кругу семьи: ходит с супругой на выставки, посещает культурные мероприятия. Очень любит активный отдых на природе: с детства осталась страсть к горам. А ещё наш герой обожает животных: дома у него живут два тойтерьера, одного из которых он подобрал на улице.


Мастер поделился, что мечтает создать скульптурную композицию, посвящённую репрессированным, а также в благодарность принявшему их народу Казахстана.

Алия Тенизбаева
Из архива Евгения Непьянова

Еще новости

Back to top button