Пляж на замке
Береговая полоса Бухтарминского водохранилища все больше становится похожей на цепочку выкупленных «личных» пляжей. Захочешь окунуться в прохладные воды рукотворного моря, закинуть удочку? Не всегда получится. Большую часть побережья в районе Голубого залива, прибрежной зоны близ села Алтайка давно перегородили ограждения, ворота.
Заборы стоят даже в воде. А ведь этого не должно быть. Ни по закону, ни по здравому смыслу, ни по совести. Еще месяц назад аким области Даниал Ахметов дал задание подчиненным продумать, как можно решить эту проблему. Мы попытались узнать, получилось ли найти какое-либо рабочее решение.
В редакцию газеты с жалобой обратились жители Усть-Каменогорска, которые отдыхали в июле на побережье Бухтарминского водохранилища недалеко от села Алтайка, на базе отдыха «Солнечный берег».
– Мы всегда ездили на базы рядом с Новой Бухтармой, а в этом году решили приехать сюда, на берег близ Алтайки, в надежде, что здесь будет меньше шума, можно будет спокойно полежать на пляже, посидеть в тишине с удочкой. Настроение испортилось после того, как мы увидели этот так называемый пляж, – рассказывает Николай Колесниченко. – Вся береговая линия закрыта, там стоят заборы. Весь берег застроен частными домами. Некоторые владельцы участков даже забетонировали подходы к воде. Все, что осталось для отдыхающих с турбаз, – это маленький «кусочек» побережья длиной 500 метров. Представляете?
Естественно, о тихой рыбалке можно было даже не заикаться. Да и общий маленький пляж уничтожил все мечты о спокойном отдыхе под зонтиком, с коктейлем в руках.
– Не понимаю, почему отдыхающие так спокойно отнеслись к тому, что нас заточили на этом маленьком клочке? Наверное, все уже привыкли. Но я уверен, что никто не имеет права закрывать доступ к морю. Это ведь незаконно. Кроме того, меня до глубины души возмущает тот факт, что некоторые владельцы шикарных домов на побережье позволяют себе заехать на машине с прицепом в воду с пляжа, чтобы выгрузить свои моторные лодки. А ведь здесь в это время купаются наши маленькие дети. Мы пытались с ними поговорить, все без толку, – продолжает разговор Николай. – Чтобы найти подходящее место для рыбалки, я решил прогуляться дальше вдоль берега. Так и не получилось закинуть червяка. Везде проход закрыт. Шел 40 минут и не нашел выхода к воде. Разве так должно быть?
Информацию для этого материала мы собирали только ради поиска ответов на этот вопрос. Мы адресовали его в областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования и Ертисскую бассейновую инспекцию по регулированию использования и охране вод-
ных ресурсов Комитета по водным ресурсам РК. Вот какие данные мы получили.
И. о. руководителя Ертисской БИ Светлана Леонтьева подтвердила, что принципы водного законодательства основываются на справедливом и равном доступе населения к воде. Это требования Водного кодекса РК. Каждый человек имеет право на общее водопользование.
– Согласно статье 65 Водного кодекса общее водопользование осуществляется для удовлетворения нужд населения без закрепления водных объектов за отдельными физическими или юридическими лицами, – сообщила Светлана Леонтьева. – Запрещается ограничение доступа населения к водным объектам общего водопользования путем установления заграждений, охранных пунктов, запрещающих знаков.
Это является административным нарушением. И по статье 364 КоАП нарушителю грозит всего лишь предупреждение. На первый раз. Во второй раз уже штраф. Для физических лиц сумма денежного взыскания совсем уж смешная – всего 2 МРП (4810 тенге), для мелких предприятий – 7 МРП (16 тысяч тенге), для средних – 17 МРП (40 тысяч тенге), для крупных – 42 МРП (101 тысяча тенге). Но самое важное, что нарушителю должны вручить предписание об устранении нарушения, невыполнение которого влечет снова штраф. Уже в больших размерах.
По данным Светланы Леонтьевой, в случае установления фактов нарушения правил общего водопользования следует обращаться в органы внутренних дел.
Полицейские должны составить протокол об административном правонарушении.
В качестве эксперимента мы решили в частном порядке обратиться в ГРОВД Зыряновского района с жалобой на запрет доступа к воде Бухтарминского водохранилища. По телефону было дано объяснение, что заборы и ворота закрывают подход к воде потому, что эта земля является частной собственностью. Рекомендовано обратиться с жалобой в районный акимат, который предоставлял эти участки в частную собственность.
А куда должен перенаправить жалобы районный акимат, учитывая, что участки были проданы по согласованию с ним? Самому себе?
История незаконного захвата берегов Бухтарминского водохранилища родилась не вчера. Тема болезненная и становится наиболее обсуждаемой именно сейчас, когда люди приезжают отдыхать на побережье и видят такие препоны.
Напомним, незаконная продажа участков на побережье Бухтарминского водохранилища практиковалась больше 10 лет назад. Экс-аким Зыряновского района Александр Барбашов перевел земли лесного фонда, к которому относилось побережье Голубого залива, в статус рекреационных. Это позволило продать около 600 га государственных земель на берегу водохранилища и так плотно их застроить. Акты на частное землепользование тогда получили больше 1700 физических и юридических лиц.
Юристы Усть-Каменогорского лесоучреждения несколько лет судились для того, чтобы признать, что земли побережья нельзя было выводить из лесного фонда и застраивать. Эту аксиому подтвердили в Верховном суде и отменили злосчастное постановление, подписанное господином Барбашовым. Ныне покойного Александра Михайловича даже судили за халатность, повлекшую нарушение законодательства. Правда, вследствие истечения срока давности Барбашов был освобожден от уголовной ответственности.
Так как по решению Верховного суда земли возвращены лесному фонду, то есть все основания предполагать, что их должны вернуть в первоначальный вид, освободив территорию от застроек. Но тогда было бы справедливым хотя бы мысленно встать на место покупателей лакомых земельных участков, которые отдали немалые деньги за покупку участков и строительство домов. Они ведь покупали землю у государства, и большую часть из них можно назвать добросовестными приобретателями. Кто вернет им деньги?
Получается патовая ситуация: Водный кодекс нарушается, а крайних не найти.
11 июня на заседании областного акимата глава региона Даниал Ахметов критично высказался о ситуации с незаконной застройкой не только побережья Бухтарминского водохранилища, но и берегов Сибинских озер, Дубыгалинского озера.
– Все зоны отдыха на побережье Бухтарминского водохранилища стоят в нарушение законодательства, – сказал Даниал Ахметов. – Кто с этим будет разбираться?! Найдите мне там хоть один объект, который бы находился за пределами 500 метров водоохранной зоны?!
Глава региона подверг резкой критике Управление природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО за отсутствие серьезного анализа этой ситуации. Был дан месяц на выработку рабочих решений для устранения нарушений.
По информации, полученной от и. о. руководителя управления Армана Есентаева, после заседания была создана рабочая комиссия и проведены инвентаризация и анализ по соблюдению водоохранных зон.
– Эти работы ведутся с 2005 года. По состоянию на 1 июля установлено 1109 км водоохранных зон и 1528 км водоохранных полос на побережье Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского водохранилищ, Дубыгалинского, Сибинских озер, Алаколя, Шыбындыколя, – сообщил Арман Есентаев в ответе на запрос «РА». – Принято 66 постановлений акимата области.
Но инвентаризация земель производится в первую очередь для того, чтобы выяснить, какие проданные участки не используются по назначению. Например, земля продается для строительства домика, а на месте даже фундамента нет. По закону, если в течение определенного времени на участке не начинаются работы, то он может быть изъят у собственника.
К сожалению, результаты работы по инвентаризации не дают ответа на главный вопрос. Можно ли что-то сделать с незаконной застройкой в водоохранных зонах? Неужели этот вопрос риторический?
Фото автора