Общество

«Я дома здесь – в Казахстане»

«Я дома здесь – в Казахстане»

В годы Великой Отечественной войны жертвами политических репрессий стали миллионы людей, незаконно осужденных и изгнанных из родных мест. Многие из них немцы, депортированные в Казахстан из районов Поволжья.

Виктор Иванович Гебель попал в список «неблагонадежных элементов» в 8 лет, просто будучи немцем по крови. С началом войны его родителей с тремя маленькими детьми назвали «врагами народа» и относились к ним, как к политзаключенным.

– В июне 1941-го советские солдаты приказали всем немцам нашего села взять необходимые вещи, которые можно нести в руках, и собраться у сельсовета, – вспоминает Виктор Иванович. – Люди были напуганы, ведь мы даже не знали, куда нас везут и зачем. На станции нас погрузили в вагоны для скота, без окон, и повезли в неизвестном направлении.

Эшелоны оказались забиты людьми: взрослыми, детьми, стариками. Страшная скученность, антисанитария, недостаток питьевой воды, продовольствия – все это вело к болезням, гибели людей. Везли «русских» немцев больше месяца до Каспийского моря, там погрузили на пароход, и только спустя четыре недели семья Гебель прибыла в село Ушнарым Большенарымского района.

Самое страшное их ждало впереди. На местах прибывшим пришлось зимовать в наскоро сбитых дощатых бараках, землянках, а то и в палатках. Из переселенных организовывали так называемые трудовые колонны, которые направлялись на самые тяжелые работы в различных отраслях. Гибель людей здесь стала массовой. Не выдержала болезни одна из сестер Виктора Ивановича, в 42-м погиб отец на рубке леса.

Вижу в глазах моего собеседника тихую печаль…

– Жизнь была очень мучительной, – продолжает он. – Мы, плохо зная русский, не смели говорить по-немецки. Каждый месяц ходили в комендатуру и отмечались, это было очень унизительно, так как даже маленькие дети должны были выполнять эти обязанности.

Осиротевшие, обнищалые и голодные дети испытывали безжалостную нужду и невзгоды суровых лет репрессий. Все хотели только одного – выжить. Немцы вместе со всеми переносили тяжелое военное время, жили и работали, как вся страна, под девизом «Все для фронта, все для Победы!»

– Невзирая на возраст каждый из нас должен был вспахать за смену по 70 соток, – рассказывает Виктор Иванович. – Я в 9 лет едва доставал до морды лошади, накидывая узду. Босые и голодные, трудились с утра и до позднего вечера. Бывало, быки валились от усталости, тогда женщины впрягались сами и продолжали пахать. Питались мы, конечно, очень скудно. Сейчас животных лучше кормят, чем мы тогда ели: дадут за весь день ковш «затирки», а чувство голода не покидает. Сажали для себя понемногу картошку, свеклу, а уж когда вырастала сладкая тыква – детской радости не было предела.

Вплоть до 1952 года немцы не имели права сменить место жительства – за нарушение этого запрета грозило многолетнее заключение, а то и расстрел. Только в 1972 году был снят запрет на возвращение на прежние места проживания. Однако для многих из них Казахстан со временем стал родным и любимым, да и на самом деле возвращаться было уже некуда.

И даже тогда, когда появилась возможность уехать на историческую родину – в Германию, которая предоставляет гораздо более комфортные условия проживания, В. И. Гебель так и остался здесь.

В поселок Верхнеберезовский Виктор Иванович с семьей переехал в 1952 году,

36 лет отдал работе строителя, воспитал троих детей. Бог подарил ему не только жизнь, но и огромную силу воли, трудолюбие, целеустремленность, большую интуицию, безмерную любовь к жизни. Он и сейчас, в свои 85 лет, бодр, вместе с супругой Валентиной Михайловной с удовольствием ухаживает за тремя сотками.

– Несмотря на все лишения, мы выстояли, – говорит мой собеседник. – Казахстан приютил нас, дал нам кров, поставил на ноги. Я здесь дома.

Бахыт Сарсембаева
Фото автора

Глубоковский район

Еще новости

Back to top button