Эпох связующая нить

В горах Семейтау люди жили со времен раннего бронзового века, уверены краеведы Семея.

Эпох связующая нитьУдивительные курганы «с усами», образующие геоглиф в виде кубической параболы; оживленный торговый тракт, ведущий к крупнейшей в Казахстане Кояндино-Ботовской ярмарке; останки древнего мукурского охотника – об этом и многом другом могут рассказать члены краеведческого общества «Прииртышье», когда приезжают в горы Семейтау. Неоднократные выезды и экспедиции дали возможность изучить горы и ущелья Семейтау, а рассказы местных жителей подарили множество легенд об этом удивительном крае.

Горы посреди степи

Многие ошибочно думают, что окрестности Семея представляют собой бескрайнюю степь. В 30 км от города перед взором путешественников предстают первые холмы, густо поросшие травой. Это предгорья Семейтау. И уже вдали, путаясь в низких облаках, можно увидеть и сами горы.

– Горы Семейтау не могут похвастаться большой высотой или глубокими опасными ущельями. Но мы не раз слышали рассказы о том, что именно здесь разбойные шайки прятали целые табуны лошадей, угнанных с соседних пастбищ, – рассказывает председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов.

То, что здесь раздолье для лошадей, мы убедились сами, когда приехали с краеведами в это удивительное место для очередного знакомства с прошлым родного края.

Каменные «усачи»

О том, что эти благодатные места облюбовали люди еще в начале бронзового века, говорят многочисленные находки керамики Андроновского периода, а также целые комплексы курганов, относящиеся к гунно-сарматской культуре.

Летом 2015 года в предгорьях Семейтау археологические раскопки вели ученые Семейского археологического отряда Восточно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством Айдара Айткали. Археологи провели раскопки нескольких курганов Семейтауского могильника.

Здесь побывали и краеведы «Прииртышья».

Эпох связующая нить– В предгорьях Семейтау находится цепь курганов гунно-сарматского и сакского периодов, – рассказал коллегам Марат Сасанов. – Три из них, расположенные в Кокентауском сельском округе, были исследованы членами Семейского археологического отряда. Любопытно, что в Семейтауском могильнике встречаются и уникальные курганы, которые археологи называют курганами «с усами». Курган был построен древними гуннами или сарматами с использованием двух каменных дуг, или «усов». Исследовав одно из таких сооружений, краеведы сделали любопытное наблюдение: курганы «с усами», расположенные в предгорьях Семейтау, имеют свои отличительные особенности. Каждый из них четко ориентирован по сторонам света. И «усы» всегда направлены на восток, к восходу солнца.

Эксклюзив от Семейтау

Еще одна особенность курганов Семейтау – это камни, которыми они были выложены. От старости практически все они густо покрылись лишайником и вросли в землю. Среди кварца достаточно часто встречаются и уникальные для гор Семейтау минералы. Они характерны только для этих мест, потому и были названы семейтавитами. Эти минералы представляют собой кварцевый анортоклазит. Он состоит в основном из темного анортоклаза и кварца и содержит небольшое количество ильменита, авгита, биотита, роговой обманки. А его многочисленные миаролитовые пустоты заполнены охрой и каолином. Видимо, поэтому камни, уложенные в курганах, имели серо-красноватую окраску, напоминающую красный кирпич.

Мукурский охотник

В предгорьях Семейтау протекает речка Мукур, впадающая в Иртыш. В мае прошлого года, проводя обследование поймы Мукура, председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов наткнулся на часть скелета человека, оказавшегося на поверхности земли в результате весеннего паводка.

На место находки вскоре выехала группа краеведов, чтобы провести предварительное обследование обнаруженных останков древнего человека. По словам краеведа Павла Жукова, вопреки обычаю, голова покойного лежала в северном направлении. И вообще, место, где нашел вечный покой древний человек, мало похоже на традиционную могилу или курган.

– Мы предполагаем, что этот человек не был похоронен, а погиб в результате несчастного случая, – высказал версию Павел Жуков. – Об этом говорят многие факты. Во-первых, нет погребальной ямы и ритуальных предметов, которые традиционно укладывали рядом с усопшим. Во-вторых, место, где были обнаружены останки, весьма неудобно для устройства могилы. Это очень крутой берег Мукура. А речка эта имеет свойство высоко подниматься и разливаться во время весенних паводков. Значит, могилу каждую весну бы подтапливало. А это недопустимо.

Так почему же несчастный случай? По версии краеведов, происшествие, повлекшее за собой гибель человека и его лошади (в 50 метрах от останков человека был обнаружен скелет лошади и конские украшения), могло произойти именно во время весенних паводков, когда речка превращается в бурный, неуправляемый поток.

– Мы полагаем, что этот человек был охотником. Об этом говорят находки – наконечники стрел, обнаруженные неподалеку. Причем наконечники эти не заостренные, а тупые. Что говорит о том, что охотник собирался подстрелить крупную дичь. Однако на тонком льду речки конь мог поскользнуться и упасть, а бурное течение реки понесло человека вниз. То, что он погиб от травмы головы, не вызывает сомнения: у останков есть характерные повреждения правой доли черепной коробки. Возможно, что при падении он ударился о прибрежные камни, – огласил подробности версии Павел Жуков.

По предварительной версии, мукурский охотник жил в период между III в. до н. э. и VII в. н. э., то есть в ранний тюркский период или период ранних кочевников Средневековья.

Торговый тракт и переправа

Обследуя пойму Мукура, краеведы случайно обнаружили и переправу через реку, которой пользовались торговые караваны, следующие по торговому тракту, направляющемуся на знаменитую Кояндино-Ботовскую ярмарку.

– Именно через горы Семейтау вел основной путь на ежегодную ярмарку, которая просуществовала с 1848 по 1924 годы, – рассказал Марат Сасанов. – Переправа через Мукур проходила недалеко от того самого места, где мы обнаружили останки мукурского охотника.

От вида, который открывается на переправу Мукура, просто захватывает дух. Стоя на высоте около 200 метров, степь внизу видна до самого горизонта. И на ней, как на карте, можно четко рассмотреть следы, оставшиеся от большого караван-сарая. Недалеко от берега реки (видимо, строители учли весенние паводки) видны фундаменты, оставшиеся от нескольких капитальных строений, входивших в состав караван-сарая. Главное здание имело прямоугольную форму. Вполне возможно, здесь останавливались сами купцы, чтобы поесть и отдохнуть с дороги, пока погонщики переправляли скот через реку.

Вокруг были расположены небольшие домики или хозяйственные помещения в форме квадратов. Тут же обитатели устраивали и ледниковые ямы для хранения продуктов.

– Мы исследовали часть торгового пути вблизи переправы. Спуск с гор Семейтау на этом отрезке очень крутой. Эти места изобилуют обрывами, поэтому спускаться здесь с огромными стадами скота было очень непросто. Конечно, людям и животным после такого трудного спуска требовался отдых. Поэтому обустройство караван-сарая на переправе было вполне логичным шагом, – считает Марат Сасанов.

Вполне возможно, что здесь существовала переправа еще задолго до возникновения ярмарки вблизи Каркаралинска. Об этом говорят многочисленные могилы и курганы, которыми буквально усеяно верховье горы, на которой мы любовались на вид степи в пойме Мукура. К сожалению, одну из древних могил кто-то уже успел раскопать и разорить.

Эпох связующая нитьЗавершили мы свое маленькое путешествие у старинного колодца. Кстати, он тоже был расположен на том самом торговом тракте. Марат Сасанов его обнаружил в нескольких метрах от современной трассы и рассказал местным чабанам. Они вычистили и благоустроили старинный колодец, чтобы поить собственный скот, как это делали их предки в прежние времена.

Светлана Кузнецова

Семей