Современный взгляд на классику

Приятный подарок ко Дню независимости РК для всех ценителей казахской литературы преподнесли актеры Восточно-Казахстанского драматического театра, представив поэтическую драму «Қанды азу» по повести Мухтара Ауэзова «Көксерек».

Современный взгляд на классикуПроисходящее в спектакле действо переносит зрителей в казахские степи начала XX века, рассказывает о жизни простых людей в маленьких аулах. С самых первых минут постановки зрителей завораживает не только игра актеров, но и удивительный баланс подобранного светового и звукового сопровождения.

Сначала на сцене царит полная темнота, раздаются лишь негромкие мужские и женские голоса. Постепенно они переходят в крики. Внезапно раздается пронзительный волчий вой и оглушительный конский топот… Это охотники зачищают логово волков и забирают в аул одного выжившего, еще слепого волчонка.

Режиссером инсценировки одного из шедевров классической прозы Мухтара Ауэзова стал заслуженный деятель Республики Казахстан Байгали Есеналиев.

– Впервые спектакль нам поставил приглашенный режиссер, – отмечает художественный руководитель казахской труппы областного драмтеатра Сахан Акелеев. – В пьесе задействована вся труппа казахского театра, примерно 30 актеров. Премьера состоялась в марте, теперь мы участвуем с этой постановкой в фестивалях и гастролируем по городам. Конечно, менять сюжет не имеем права, но мы представили его в ритме современности.

Главный герой – мальчик-сирота Курмаш, который живет в ауле. Вопреки всем обычаям и традициям, он оставляет дома единственного выжившего при зачистке логова волчонка и пытается воспитывать его как собаку. Окружающие не понимают Курмаша, осуждают за дружбу с диким и опасным зверем. И оказываются правы – повзрослевший волк, вырвавшись на свободу, причиняет много бед округе. Через много лет пути Көксерека и человека, который его растил, снова пересекутся…

– Каждый спектакль достигает пика, только когда его ставят несколько раз. И этот – не исключение, – рассказывает актер казахской труппы театра Еркебулан Какимов. – Режиссер хотел раскрыть тему жестокости человека по отношению к природе, ведь порой люди становятся хуже зверей. Думаю, мы справились с поставленной задачей.

На протяжении всего спектакля актеры держат зрителя в эмоциональном напряжении. Минимальное количество декораций помогает сосредоточиться на произведении, чтобы не упустить главную идею повествования. Так кто же на самом деле прав?

– В детстве мы с сестрой часто спорили, кто же был прав в повести Ауэзова – взрослые или мальчик? Может, если бы не только он хорошо относился к волчонку, тогда ничего бы такого и не случилось? Мы так и не пришли к единому мнению, – говорит Аяулым Орасаева. – Очень понравилась игра актеров, как им удалось передать глубокий философский смысл этого произведения.

Произведение классика казахской литературы Мухтара Ауэзова о дружбе прирученного волка и сына чабана повествует не только о дружбе ребенка и зверя, но и о тяжелой судьбе народа до революции, непримиримой борьбе. Писатель утверждает, что нет пощады жестокости, несправедливости и предательству.

– Мы читали это произведение еще в школе, на уроках литературы – уже тогда оно меня очень тронуло, – делится Жангельды Урсаинов. – Конечно, смотреть постановку и читать книгу – это совершенно разные вещи. Несмотря на то, что я знаком с сюжетом, спектакль очень понравился.

Несомненно, необычным в произведении является то, что Мухтар Ауэзов отказывается от однозначных характеристик своих героев. Ведь даже отрицательных персонажей можно по-своему понять – волк опасен, на что неоднократно указывают Курмашу, и эти слова подтверждаются. В смерти мальчика, ставшего пастухом, виноват волк, которого он вырастил, а самого Көксерека убивают во время облавы.

И тот и другой погибли в бою, Курмаш – защищая стадо от Көксерека, а волк – в поединке с охотничьей борзой и ее хозяином. В постановке, как и в оригинале, прослеживается глубокий психологический анализ, свидетельствующий о том, что Мухтар Ауэзов хотел не просто раскрыть внутренний мир человека, но и показать связь между личной судьбой и типичными обстоятельствами – ведь жизнь сложна и противоречива.

Дамир Омаров

Фото Дмитрия Франчука