Система государственного внутреннего аудита и контроля в ВКО

Как известно, Казахстан функционирует в условиях рыночной экономики, этот факт предполагает, что государство предоставило возможность развиваться частному предпринимательству и частным предприятиям, не вмешиваясь в руководство и оперативную деятельность последних. В то же время в экономике Казахстана имеют место государственный и квазигосударственный сектора. Предприятия государственного сектора находятся под непосредственным руководством государства, т.е. министерств и ведомств.

Система государственного внутреннего аудита и контроля в ВКО

Для эффективного развития экономики государство выделяет бюджетные кредиты, предоставляет бюджетные субсидии и трансферты, разрабатывает многие программы для достижения различных целей, в том числе программы развития регионов. Поэтому эффективное управление бюджетными средствами и государственными активами невозможно без достаточно полной информации об их использовании. Владение этой информацией дает возможность принимать оптимальные управленческие решения по регулированию бюджетных и межбюджетных отношений, образованию и использованию бюджетных средств, соблюдению принципов бюджетной системы, совершенствованию механизмов ее функционирования, эффективному управлению государственными активами.

В любом обществе необходим такой институт, который даст объективную оценку существующей системе управления государственными финансами и определит направления по ее дальнейшему эффективному функционированию. Источником такой информации для органов государственного управления служит система государственного аудита и финансового контроля. Функционирование аудита предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений.

Государственный аудит проводит анализ, оценку и проверку эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками.

Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей и эффективностью. Государственный аудит позволяет также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами, своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.

Государственный аудит позволяет:

1) улучшать финансовую дисциплину, повысить прозрачность и эффективность управления государственными финансовыми ресурсами и активами государства в интересах общества;

2) содействовать дальнейшему повышению экономического потенциала государства посредством проведения качественного контроля в соответствии с международными стандартами аудита и национального законодательства.

В настоящее время система государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан представлена Счетным комитетом, ревизионными комиссиями на местном уровне и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту. Уполномоченным органом внутреннего государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан является Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальные подразделения. Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК и его территориальные подразделения осуществляют

— аудит финансовой отчетности – оценку достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;

— аудит соответствия – оценку, проверку соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

Деятельность уполномоченных органов внутреннего государственного аудита и финансового контроля регулируется следующими законодательными актами: Конституция РК, Закон РК от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле», Закон РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V, Бюджетный кодекс РК, Закон РК от 28 февраля 2007 года N 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Приказ Министра финансов РК от 19 марта 2018 года №392 «Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля» и др.

Согласно Закону РК «О государственном аудите и финансовом контроле» основное назначение государственного аудита заключается в содействии успешной реализации экономической политики, эффективного использования производственного потенциала страны, регионов, отраслей, сфер деятельности, в то время как государственный финансовый контроль должен быть направлен на принятие мер реагирования по выявленным в ходе аудита нарушениям — возбуждение административного производства, принятие мер к восстановлению ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передача материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений и др.

Таким образом, государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего, разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней, a также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, квазигосударственного сектора. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, a также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учета и отчетности.

Рассмотрим некоторые итоги деятельности Департамента внутреннего государственного аудита Восточно-Казахстанской области.

Наименование Годы
2017 2018 10 мес. 2019
Общее количество проведенных аудиторских мероприятий 375 241 253
В том числе внеплановые мероприятия 375 241 208
Сумма, охваченная аудитом (млн тенге) 126 916,71 92 757,8 41051,8
Общая сумма выявленных нарушений зако-
нодательства за отчетный период (млн тенге)
28 429,15 40 781,4 30579,6
Из них: — сумма финансовых нарушений

(млн тенге)

728,3 1 403, 1 14106,7
Общая сумма, подлежащая возмещению, восстановлению, отражению по учету, приведению в соответствие (млн тенге) 728,3 303,2 14110,02
Общая сумма возмещённых, восстанов-
ленных, отраженных по учету сумм (млн тенге)
 

443,8

 

236,8

 

13000,0

Количество должностных лиц, привлеченных к административной ответственности 80 41 103
Общая сумма штрафов, наложенных в отчетном периоде, по которым наступил срок добровольной уплаты штрафа (млн тенге) 43,88 15,97 27,65
Сумма взысканных в доход бюджета административных штрафов, наложенных в отчетном периоде (млн тенге) 12,4 15,22 25,05
Количество должностных лиц объектов аудита, привлеченных к дисциплинарной ответственности 254 138 148
Общее количество поданных в суды исков 27 11 11

 

 

Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся:

—    по письмам КВГА МФ РК;

— по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений;

—  по обращениям юридических и физических лиц (в том числе перенаправленных с КВГА и правоохранительных органов);

— по запросам правоохранительных органов;

— по другим случаям (представление об устранении нарушений законности Прокуратуры ВКО).

Наибольшее количество проверок осуществляется по обращениям юридических и физических лиц. Количество выявленных финансовых нарушений возрастает из года в год.

Наиболее часто допускаемые объектами аудита нарушения:

— недостоверное отражение операций и событий по бухгалтерскому учету;

— включение в акты выполненных работ/оказанных услуг непроизведенных/невыполненных объемов;

— неотражение имеющихся долгосрочных финансовых обязательств по полученным кредитам;

— списание основных средств, переданных на пополнение уставного капитала подведомственного государственного предприятия;

— неотражение по учету задолженностей перед подрядчиками;

— необоснованные перечисления без учета начислений и фактического выхода на работу на личные карт-счета ответственными за ведение финансовых операций лицами;

— необоснованный допуск поставщиков, не отвечающих квалификационным требованиям (материальные и трудовые ресурсы) и др.

— необоснованное отклонение конкурсных заявок к участию в конкурсах, неверный расчет размеров критерий, влияющих на конкурсные ценовые предложения;

— установление квалификационных требований, не предусмотренных законодательством;

— проведение процедур государственных закупок с нарушениями, необоснованное проведение закупок способом из одного источника путем прямого заключения и т.д.

Основными причинами установленных аудитом нарушений стало отсутствие должного контроля и надлежащей организации работы со стороны руководителей отделов района, отсутствие перехода на автоматизированную систему бухгалтерского учета, недостаточная квалификация бухгалтеров объектов аудита, текучесть кадров, ослабление системы внутреннего контроля, несоблюдения сотрудниками требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

За нарушения и уклонение от ведения бухгалтерского учета, искажение финансовой отчетности должностные лица объектов аудита привлечены к административной ответственности.  В их адрес направлены предписания на устранение выявленных нарушений с рекомендациями по устранению и недопущению впредь нарушений законодательства Республики Казахстан.

В целях недопущения впредь нарушений и улучшения деятельности финансовых (бухгалтерских) служб учреждений Департамент внутреннего государственного аудита Восточно-Казахстанской области рекомендует проводить обучение для повышения квалификации бухгалтеров, экономистов, заместителей акимов, курирующих финансовый блок.

В то же время государственный аудитор несет ответственность за руководство, контрольные сроки и качество проведения аудита в соответствии с Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле», постоянно изучает совершенствующуюся нормативно-правовую базу, повышает уровень своей квалификации.

Таким образом, вышеизложенный материал демонстрирует широкий спектр выявляемых финансовых нарушений, за которым стоит ответственный, скрупулезный труд аудиторов.

РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по ВКО

Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК»