Наследие в деталях

Более 170 артефактов и старинных предметов из частной коллекции известного художника-ювелира и коллекционера, уроженца Восточно-Казахстанской области Сержана Баширова представлены на выставке «Бабалар мұрасы – ұрпаққа қазына» («Наследие предков – достояние потомков»).

Наследие в деталяхЭкспозиция казахского народного прикладного искусства разместилась в четырех залах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

– Выставка получилась лаконичной и содержательной: она емкая, но не загромождена экспонатами, однако каждая вещь имеет интересную и глубокую историю, – рассказала и. о. директора музея-заповедника Евгения Рахматулина. – Уже долгие годы мы сотрудничаем с Сержаном Башировым, благодаря его действиям фонды пополняются прекрасными авторскими вещами.

Наследие в деталяхСержан Баширов, которому в день открытия выставки исполнилось 55 лет, – уроженец села Акжар Тарбагатайского района, сейчас живет в столице страны. Он обладатель сертификата «Знак качества ЮНЕСКО», талантливый художник, член Союза дизайнеров и художников Казахстана. В течение длительного времени Сержан Баширов собирал предметы для коллекции не только в разных регионах страны, но и за рубежом, находясь в экспедициях и исследуя наследие казахского традиционного искусства – стилевые и региональные особенности, технологии и материалы, виды орнамента, типологию изделий.

Наследие в деталяхЕго работы, выполненные в стиле этнического авангарда, находятся в Государственном музее искусств имени А. Кастеева, а также в музее Азии и Тихого океана (Варшава) и в музее народов Востока (Москва). Он увлечен мифологическими знаками и изобразительной символикой эпохи бронзы и железа, образами древнетюркского эпоса и кочевнического мира. Как коллекционер, он собирает не только ювелирные украшения, но и седла, конскую сбрую, казахские лари-кебеже и ковры.

– Являясь мастером с особым художественным вкусом, Баширов – прекрасный ценитель народного достояния, этнограф по призванию. Он является истинным коллекционером старинных казахских украшений, ковров и других предметов казахского быта, – отмечают представители музея. – Произведения народного искусства, представленные на выставке, – это своеобразная первооснова человеческого мировоззрения, воспитанного природой и историей.

В экспозиции представлены ковры, изделия из кожи и дерева. Особую ценность имеют казахские серебряные ювелирные украшения XVIII – начала ХХ века – разнообразные, отличающиеся гармонией форм и декора, они входят в сокровищницу национальной культуры. Самобытное яркое искусство народных умельцев и профессиональных мастеров поражает разноцветьем палитры и высоким уровнем исполнения.

Присутствуют и другие интересные экземпляры – казахские тканые ворсовые и безворсовые ковры первой половины ХХ века, старинные деревянные, покрытые резьбой, кебеже (лари для продуктов) 1890 и 1908 годов производства, а также мужские и женские пояса 20-х годов XX века, выполненные из металла и бархата, украшенные резьбой и вставками камней. Казахский тоқым 1920 года из Южного Казахстана, сделанный из войлока, шелка и украшенный вышивкой, соседствует с образцами из Жетысу из кожи и металла, с тиснением и гравировкой.

Многие экспонаты выставки – это бытовые предметы того времени: тулып из кожи, который использовали для хранения зерна, специальный ковш для кормления беркута – жемсаптаяқ, сделанный путем деревообработки и долбления березы, футляр для пиал – кесе қап и кожаный сосуд для молочных продуктов – мес, украшенные тиснением и вышивкой канителью. Присутствуют образцы  40-х годов
XX века из Мангистау – переметные тканые сумки – қоржын из шерстяных нитей и сумки для посуды – аяққап, выполненные по технологии ворсового ткачества. Есть среди них и созидательные экспонаты: скребок для выделки кожи – қырғыш, штамп для тиснения ткани, инструменты для ковроткачества, в том числе и расческа. Все они ручной работы из дерева, металла и кости.

Имеются также образцы одежды, ювелирных украшений и личных предметов: широкие мужские и подростковые пояса (выполнены из кожи и металла, с гравировкой и вставками из камня и украшенные резьбой). Уникальные пряжки и подвески, тканая широкая лента – басқұр, ружья 1850 года с отделкой из кожи и дерева, шелковый палантин ручной работы, напольные подушки из шерсти и плюша, украшенные аппликацией, чудом сохранившийся с 50-х годов XX века аркан из сыромятной кожи.

Поражает филигранным исполнением панно «Құйысқан» из сыромятной кожи, металла и стекла, с плетением, ковкой и клепкой, датируемые 40-ми годами XX века. Особый интерес вызывают детские ювелирные украшения: браслеты, застежка – қапсырма, височные украшения – шекелік, подвески из серебра и сердолика, с гравировкой и чеканкой, с вставками камней и украшенные резьбой, образцов второй половины XIX – начала XX века.

– Меня очень заинтересовали инструменты ювелира: весы, чаша для них с чехлом и воронка первой половины XX века,  все это ручная работа из металла, дерева и кожи, – делится впечатлениями посетитель выставки Олег Васильев. – Вот дрель, штампы, светильник, ювелирные меха, ключ, стеклорез и паяльная лампа, но уже заводского производства. Есть даже специальный сундучок для всех этих ювелирных инструментов из дерева второй половины XX века.

Многие посетители отметили высокое качество копий фотографий конца XIX века, запечатлевших повседневную жизнь того времени.  А также казахские ювелирные изделия из коллекции самого коллекционера Башарова: серьги, кольца, нашейное украшение – тамақша, нагрудное украшение – өңіржиек, оберег – тұмар из серебра и сердолика, с гравировкой, резьбой, чеканкой, вставками камня середины XIX – начала XX века.

– Привлекают внимание вышитые предметы – прежде всего великолепные настенные ковры – түскиіз, выполненные в древнейшей на Востоке тамбурной технике, тканые переметные сумки – коржын, панно в национальном стиле, – перечисляют наиболее интересные экспонаты сотрудники музея.

Также вниманию посетителей представлены авторские работы мастера, которые, как было отмечено, отличаются оригинальностью замысла и высоким художественным исполнением профессионального ювелира, такие как триптих «Пайцза» – произведение из кости, металла, латуни, меди, сердолика, бирюзы, дерева, пластика и бумаги, с обработкой кости, чернением и вставками камней.

– Посетителям интересно будет соприкоснуться с историей, воплощенной в конкретных артефактах. Самобытное яркое искусство народных мастеров поразит разноцветьем палитры и высоким уровнем исполнения.  Выставка раскрывает многие грани национального прикладного искусства, – резюмируют специалисты музея. – Она является продолжением работы, проводимой в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру».

Выставка раскрывает все грани национального прикладного искусства, подтверждая преемственность традиций и неиссякаемость народного творчества.

– Мы планируем, что она продлится до конца года. Приглашаем всех любителей и почитателей прекрасного посетить музей и открыть для себя новые горизонты в национальном прикладном искусстве, – подчеркнула Евгения Рахматулина.

Дмитрий Одинцов

Фото Дмитрия Франчука