Общество

Крепнуть корневой системе аула

Крепнуть корневой системе аулаПри въезде с гор по хорошо накатанной проселочной дороге, со стороны районного центра, селение Тасбастау, что в Шиликтинской долине, открывается широкой улицей с двумя рядами аккуратно огороженных новых домов из красного кирпича и хозпостройками одного типа, рассчитанными на рачительного, зажиточного хозяина.

Прошла, как промелькнула…

Улица эта, ставшая фасадом и визитной карточкой старинного населенного пункта, растянувшаяся вдоль огибающей его пробегающей мимо автомобильной трассы, со всеми на ней постройками чуть более года тому назад в течение всего нескольких летних месяцев. Стоят на ней 34 дома, повторяю: новых, симпатичных. И не впритык, не прижавшись друг к другу, а широко, оставляя сосед соседу простор.

Наши читатели помнят весну позапрошлого года, когда чуть ли не пол-области подверглось внезапному удару паводковых вод. Смыло тогда пол-аула Тасбастау, оставив на его теле зияющие раны. Если бросить беглый взгляд в прошлое и углубиться в историю, то становится видно: от таких катастроф оправляются не сразу. Раны, как правило, заживают больно и долго. Тут беда прошла, как промелькнула, пошли вслед радости как из рога изобилия.

Растет в комфорте Нурадил

Мы в гостях у потопленца, ставшего новоселом, Жумабека Серикбаева. Глава семьи Жумабек работает в школе, ведает хозяйственными делами. Жена Базаргуль – там же лаборантом. У истории этого дома есть своя предыстория. Еще раньше, за 20 лет до водной стихии, старое жилье этой семьи подверглось удару подземной. Во время землетрясения 1990 года здание было разрушено до основания, восстановить по программе ликвидации последствий бедствия не успели: нагрянули удары покруче – крушение империи, развал всего и вся.

– Мы поднимали новый дом вместо снесенного старого более десяти лет, – вспоминает Базаргуль. – Нигде ничего нет, ни гвоздя не достать. Время было какое – в день по кирпичику поднимали стены. Только построили, стали жить как люди, думали отмытарились, на тебе, ударили волны, штурмующие, не хуже чем морские, чего отродясь не было в этом краю. Поневоле заголосишь: неужели всю жизнь раз за разом из-под обломков вылезать!

В час, когда в шоке оказался весь аул, немногие могли предположить, что очень скоро, не успеет лето перевалить на осень, наступит пора, когда уцелевшие при стихии будут завидовать потопленцам. Сначала справит новоселье один, затем – другой, а там – группами. А дома – глаз не отвести, не хочешь да позавидуешь.

А дальше один за другим пошли семейные праздники. Дома оказались построенными на счастье, проще говоря. Серикбаевы женили сына Рината. Сноха Каракат не стала томить родителей мужа ожиданием пополнения в семье, одарила внуком. Растет Нурадиль, дедушкин любимец, в доме, где зимой тепло, летом прохладно, словом, комфорт для малыша круглый год. А тут окончила ВКГУ, учителем начальных классов вернулась в родной дом младшенькая из четверых детей Жумабека и Базаргуль – Айзат.

Сыновей женят, дочерей выдают

Счастливым стал новый дом не только для этой семьи. Год новоселий перетек в год свадеб и новорожденных. Вот Бакытжамал Калиянова женила сына, растит внука – перечисляют хозяева дома. Также как и Сагымжан Шажаев, которого молодые порадовали двойняшкой. Дважды дедушкой за это время успел стать Толеубек Кыстаубаев. Дочь выдал замуж в областной центр Бакытбек Жасаров. Дети заканчивают школы, вузы, возвращаются со службы в армии.

Но и на той уцелевшей части аула не замерла жизнь. И там праздник за праздником, торжество за торжеством, семейные и общие. Между старой и новой частями небольшого селения, конечно же, нет линии раздела.

Это одно целое, единый организм, сложившийся, выдержавший не одно испытание и бедой, и счастьем, выпадавшими на всех.

Объединяет эти части, в буквальном и переносном смысле, сельская школа. Впору сказать, что в годы становления новой государственности в стране, вопреки всем трудностям, она переросла из девятилетней в среднюю. Здание ее, красивое, издали бросающееся в глаза, построено всего несколько лет назад. Нелишне будет сказать: в Шиликтинском сельском округе это второе школьное здание, построенное в только что стартовавшем новом столетии.

Увлекаемые урбанизацией

Завершая «строительную часть» заметок, скажу, что в школе и частные собеседники взахлеб, в один голос, с искренней гордостью говорили о том, что на этой грандиозной стройке – шутка ли пол-аула за лето отстроить! – все до последней дощечки использованы стройматериалы своих зайсанских заводов и цехов, кирпичного, железобетонных, пластиковых, столярных изделий. Расход топлива в домах раза в полтора меньше, чем обычно – это уже показатель качества строительства.

Вернемся, однако, к разговору о школе, ибо в сельской местности именно она является сердцевиной жизни, как теперь принято говорить – градообразующим центром. По информации завуча школы Сании Камитовой, из десяти выпускников прошлого года пятеро поступили в высшие учебные заведения по государственному гранту, еще двое – на платной основе.

Но есть момент, который волнует педагогов и незаметно для постороннего глаза подтачивает основание сельских школ. Это постепенное, неугасимое сокращение числа школьников. В Тасбастау, как правило, обучались 135-140 детей, кое-когда их число доходило до 170. К сегодняшнему дню сократилось до 87.

Как говорит Сания Камитова, дети ускользают из рук сельских учителей двумя путями. Первый связан с так называемой урбанизацией: молодежь, встав на ноги, почувствовав какую-никакую перспективу или просто надеясь на удачу, уходит в города. Детей своих до поры до времени оставляют у родителей, которые, пока есть силы, остаются в ауле, хранят его, берегут привычный уклад жизни. Попутно растят внуков. Как только они (не все, а многие) достигают школьного возраста, в лучшем случае после 4-5 класса родители забирают их в город. Порывы папаш и мамаш понятные: хотят обучать своих чад в хороших городских условиях. Но бьют они, порывы эти, да больно, по родному аулу, его будущему.

Нить, тоненькая, дрожит

Второе направление оттока происходит после окончания школьниками девятого класса. Тогда уходят дети в колледжи, в школу-гимназию им.Жамбыла в областном центре. Рождаются дети в аулах, чтобы стать горожанами. Кстати, из-за проблем, связанных с контингентом школьников, в минувшем году закрылась школа в населенном пункте Какенталды Шиликтинского же сельского округа. Нельзя не сказать о том, что вышеописанная схема оттока детей из аулов становится характерной почти для всех окраин.

В первом классе школы в Тасбастау обучаются восемь детей, подготовительном – десять, мини-центре – пятнадцать. Нить жизни, тонкая очень, дрожит, но держится. В руках педколлектива остается единственный рычаг противодействия грозному явлению: учить детей так, чтобы за них не было стыдно ни перед кем. Судя по всему, это удается. Здесь как реликвию хранят письма со словами благодарности из колледжей, вузов, той же Жамбылской гимназии за хорошее обучение тасбастауских детей, продолжающих там обучение.

Диплом «красный», а работа – какая?

Было время бурного роста деревень. Случалось тогда крайне редко, когда всем выпуском поступали в институты, техникумы. Большинство из тех, кто пошел за высшим или средне-специальным образованием, возвращались в родные места. Хозяйствам, которые постоянно росли, требовались специалисты. Кто же оставался без диплома, особо не горевал, нужнее были просто хорошие работники: механизаторы, строители, токари, сварщики. Порою они зарабатывали больше, чем «интеллигенция», пользовались определенными привилегиями.

Сегодня, если по той схеме, большинство выпускников школ останутся в родном ауле, а окончившие вуз возвратятся назад. Чем им заняться? В позапрошлом учебном году в Тасбастау пришли молодые преподаватели английского языка, в прошлом – физики и информатики. Им повезло: трудоустроились сразу. Ныне появилась Айзат – вышеупомянутая учительница начальных классов. Ждет почти полгода, когда будущая пенсионерка освободит для нее место.

Показательная история с Бекболатом Сериковым. Вняв призыву Президента страны, выпускник сельской национальной школы поступил на физико-технический факультет ВКГТУ. Окончил с отличием (с «красным» дипломом, говорили наши собеседники). Молодой, наверное, нужный специалист полгода не может трудоустроиться, обивает пороги по всей области и всюду получает отказ.

С мечтою о будущем живем

В Тасбастау назвали еще несколько имен «технарей», выпускников ВКГТУ, которые попали точно в такую же ситуацию. Это просто замечательно, что за рекордные сроки отстроено заново пол-аула, после страшной беды все вокруг озарилось счастьем. Замечательно, что даже в самой отдаленной глубинке возвращаются к жизни, да в блестящем виде, объекты культуры, здравоохранения, водоснабжения, дороги.

Это воодушевляет, в то же время рождает в душе сельчан непростой вопрос: при ситуации, когда выводок за выводком наши птенцы покидают родное гнездо, дружно улетают в «теплые» края, кто через «энное» количество лет будет жить в этих аулах, которые молодеют внешним видом, стареют людьми на глазах?

Сегодняшним старцам, прошедшим восстановление жизни после войны, целину и все прочее, будущее представляется таким: придет на эти окраины, как когда-то полвека назад, экономический «бум». Потребуется много знаний, ума, сил, умений, чтобы реализовать все «живые» идеи, проекты. Корневая система жизни аула набухает настолько, чтобы напоить вдоволь все ветки ее и листья. Не человек будет искать работу, а она – человека пассионарного, креативного, способного строить ту жизнь в родном, отцовском краю, которую сегодня ищут в других местах.
Они верят в эту свою мечту…

Шакерхан Азмухамбетов
Зайсанский район

Еще новости

Back to top button