Рухани жаңғыру

Строки его не подлежат забвению

Беимбет Майлин – драматург, публицист, про-заик, один из основоположников казахской литературы.  В этом году исполняется 125 лет со дня рождения поэта, служившего только своему народу.

Строки его не подлежат забвениюБудучи классиком национальной литературы Беимбет Майлин, несомненно, внес неоценимый вклад в становление большинства жанров. За годы своей жизни он успел написать около 250 поэтических, более 100 прозаических и драматических произведений, оперных либретто. Больше всего его талант проявлялся в рассказах, стихотворных фельетонах
и повестях.

Юный Беимбет

Родился будущий писатель 15 ноября 1894 года в Тарановском районе Кустанайской области в семье скотовода. Отца Жармагамбета он потерял в раннем детстве. Воспитывала его мать-батрачка. Она занималась изнурительным трудом, чтобы прокормить сына. Вскоре в семилетнем возрасте он потерял и маму. Тогда его воспитанием занялась бабушка Байдас. Повзрослев, он напишет о ней:

– Бабушка, мечтавшая о моей учебе, любила поэзию. Долго без устали слушала она старые эпические поэмы и нередко говорила: «Дитя мое, в твое отсутствие сочинила песенку», – вспоминал Майлин.

Мечты бабушки были воп-лощены в жизнь. В 1910 году он начал обучение в аульном медресе, где проучился два года. Позже учеба продолжилась уже в школе Уазифа в Троицке и в медресе Галии в Уфе. Кстати, первые литературные работы писателя появились в это время и были опубликованы в рукописном журнале «Садақ» («Лук»). Вместе с тем свои стихи и рассказы он отправлял в демократический журнал «Айқап» и в газеты, издаваемые в разных городах. Однако из-за проблем со здоровьем Беимбет был вынужден поехать в Троицк, так и не окончив медресе. Здесь он встретил редактора журнала «Айқап» Мухамеджана Сералина и Султанмахмута Торайгырова, также работавшего в издании. Эта встреча усилила его любовь и притяжение к литературе.

От «Трудолюбивого казаха» до…

Возвратившись в аул, Майлин начал преподавать в местной школе. В 1919–1921 годы он руководил кружком самодеятельности в отряде чрезвычайного комиссара Степного края Алиби Джангельдина. Писатель принимал активное участие в общественной жизни аула. Спустя некоторое время его назначают инспектором учебного отдела Дамбарской волости.

Первый поэтический сборник Майлина вышел в 1923 году. В течение долгих лет
Беимбет трудился в редакциях областных и республиканских газет. В 1923–1925 годах был сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудолюбивый казах»). В разные годы работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», заведующим отделом, редактором газет «Социалистік Қазақстан» и «Қазақ әдебиеті».

Как многие писатели и общественные деятели того  времени, он попал под репрессии, став их жертвой. В 1937 году Майлин был репрессирован, затем расстрелян. Восстановить его доброе имя удалось только после посмертной реабилитации в 1957 году.

Вышли из-под его пера

Беимбет Майлин является автором более десяти поэм. Среди них можно отметить следующие произведения:  «Байская дочка», «Беглянка», «Канай», «Девушка Разия». Его первый сборник «Маржан» вышел в свет в 1936 году.

Также писатель оставил неизгладимый след в становлении и развитии казахской прозы. Из-под его пера вышло множество рассказов: «Быль» (его первый рассказ), «Равноправие бедняка», «Айранбай», «Рыжая полосатая шуба», «Мукыш, сын Арыстанбая»,  «Оправданный труд» и многие другие.

– Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем с кем-либо другим связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником – и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе, – сказал писатель, критик Габит Мусрепов.

Стоит отметить, что особое место в наследии Майлина занимает и драматургия. Его пьесы «Жалбыр», «Шуга», «Фронт», «Порядок Талтанбая», «Мулла Шаншар» не сходили со сцен республиканских театров. Лучшие из них можно увидеть на подмостках и сейчас. Охватывают они самые разные темы: революцию,  организацию колхозов, критику пережитков прошлого и становление новой идеологии.

Живые образы и острая сатира

Сатирическая нота прослеживается еще в ранних стихах Майлина. В стихотворениях
«Приметы правоверных», «Нужда», «Богатству», «Летний вид» и других он сочувствует бедным людям и высмеивает негативные черты общества. Своим мнением о творчестве писателя поделилась кандидат филологических наук, доцент кафедры казахской, русской филологии и журналистики ВКГУ им. С. Аманжолова Бакытжан Келгембаева.

– Его писательской особенностью можно назвать острую сатиру. Персонажей, которых он раскрывал в  своих работах, мы можем встретить и сегодня в нашей жизни, – отметила Бакытжан Келгембаева. – Через сатиру он рассекречивал негативные деяния людей, находящихся на руководящих должностях.

Одной из самых ярких работ Беимбета Майлина можно назвать повесть «Памятник Шуге», в которой он умело описал судьбу  обездоленной женщины, жизнь бедняков, осуждая предрассудки и религиозный фанатизм. По сей день это произведение является крупным достижением ранней казахской прозы.

Также в своем творчестве он немало внимания уделил Октябрьской революции. Доказательством тому является его стих  «Кровавый туман». Позже  Февральской революции он посвятил стихотворения «В степи» и «Казаху».

Беимбет Майлин создал множество ярких художественных персонажей, которые отразили судьбу целого поколения. Среди наиболее известных его героев есть Мыркымбай. Он простой человек из низов, который пережил переустройство села в 1920 годы. Складывается ощущение, будто этот персонаж и сам автор шагают вместе по жизни и вместе переживают все новое. Путь этот длится в течение долгих лет. Мыркымбаю Майлин посвятил целый цикл стихов. В том числе «Мыркымбай», «Досада бедняка», «Дай руку, Мыркымбай», «Эй, Мыркымбай» и другие.

– В лице Мыркымбая, как в зеркале, отразились изменения в миропонимании аульных бедняков. В него поверили как в реально существующего человека, который может прийти на помощь в трудную минуту, – писал поэт Кайнекей Жармагамбетов.

В свою очередь Бакытжан Келгембаева отмечает его рассказ «Кульпаш».

– Это произведение описывает событие, произошедшее в 1930–1932 годы – голод. На примере одной женщины, матери Кульпаш, писатель рассказал о трагедии всего народа, – сказала кандидат филологических наук.

В повести «Коммунистка Раушан» автор повествует о судьбе Раушан как о судьбе миллионов угнетенных женщин, которые обрели право на свободу. Поэтому здесь можно также заметить широкое социально-психологическое обобщение.

Также одна из наиболее его известных работ – роман «Азамат Азаматович», в котором автор затрагивает вопросы формирования нового человека и новой морали после крушения старого экономического и политического строя.

Майлин глазами современников

О творчестве Беимбета Майлина с теплотой в душе отзывается и молодежь Восточного Казахстана. Один из них – молодой поэт Тасқын Болатұлы, который окончил среднюю школу имени Беимбета Майлина в селе Шолакорда Тарбагатайского района. К слову, это одноэтажное здание было построено силами жителей села, которые руководствовались древней народной традицией – асар, когда люди, собравшись вместе, безвозмездно выполняют огромную работу, неподъемную для одного человека. Они сами дали школе имя выдающегося писателя. Это, безусловно, является ярким примером того, какое важное место он занимал и занимает  до сих пор в сердцах людей.

– Глядя на стиль описания событий Беимбета, я бы назвал его казахским  Рюноскэ Акутагавой (японский писатель). Несмотря на то, что времена менялись, он не изменял выбранное направление, – сказал Тасқын. –  В нынешнее время Майлин является путеводной звездой для молодых поэтов и писателей, как мы.

Без сомнений, жизненный путь Беимбета Майлина не подлежит забвению. Его произведения будут дальше изучать и переходить из поколения в поколения.

– В его творчестве присутствует много тем, о которых не принято говорить, но при этом о них можно прочитать между строк в произведениях писателя. Поэтому важно посмотреть на работы Майлина свежим взглядом, проанализировать с новой современной точки зрения, – подчеркнула  Бакытжан Келгембаева.

Ания Есмухамет

Еще новости

Back to top button